В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величины, а также при нежелании и (или) неумении найти другой способ ее разрешения изливается на партнера при наличии подходящих для этого условий. Основным фактором, запускающим межличностный конфликт, становится повод, который изыскивается, находится, подворачивается или предоставляется другой стороной. Объективно конфликтная ситуация возникает в связи с действиями инициатора конфликта, наносящим ущерб другой стороне. Основной механизм межличностного конфликта здесь - малоосознаваемое перекачивание внутриличностной конфликтности в общение и взаимодействие с другим человеком через использование повода.
Развитие данного конфликта определяется следующими факторами:
степенью ущерба, нанесенного активной стороной конфликта оппоненту (от причинения обиды до телесных повреждений);
спецификой внутриличностного конфликта (от эмоциональной, стрессовой напряженности, ситуативной неуравновешенности, незначительной фрустрированности при отдельных неудачах в жизни и работе - до острого жизненного психологического кризиса, серьезного психического заболевания);
характером и интенсивностью ответных действий другой стороны (от смягчающей, пассивной позиции до превосходящих по своей агрессивности действий, форсирующих эскалацию столкновения);
наличием и характером прошлого опыта взаимодействия, сложившимся до момента конфликта взаимоотношениями, степенью взаимозависимости сторон;
публичностью столкновения.
Основные варианты детерминации конфликта по данной модели:
Разрядка - вымещение внутриличностной напряженности на партнера по общению при относительной пассивности, неагрессивности последнего, так называемый смешанный конфликт. Например: руководитель вымещает собственные неудачи на подчиненном, конфликтные переживания по работы вымещаются на членах семьи. Обычно таких случаях с позиции страдательной стороны говорят: "завелся ни с того ни с сего", "придрался не понятно почему", "как с цепи сорвался" и т.п. Для инициатора и виновника конфликта характерно очень высокое эмоциональное напряжение, аффектоподобное поведение, резкое снижение контроля за самими действиями, эстетически не оправданное стремление "выпустить пар", на удобном человеке.
Виктимный конфликт - то же, но при кофликтовиктимном, провоцирующем нападении партнера по общению. Обычно это связано с мелкой оплошностью в поведении, применением незначительной неприятности, что представляет активной стороне повод и влечет за собой бурно конфликтное поведение. Помимо относительно случайных оплошностей в поведении возможен подвариант устойчивых кофликтовиктимных особенностей психологии личности. Когда на неосознаваемом уровне имеется склонность играть в игры типа "Пни меня" и т.п.
Проекция - личностно ориентирован перенос на партнера по взаимодействию причин собственных неудач, так называемый ложно понятый конфликт. Увязывание собственных проблем с действиями других людей характерно для экстернального типа личности, для лиц с шизоидной, истероидной и некоторыми другими акцентуациями характера, с психопатологическими деформациями и отклонениями, а также для лиц, пребывающих в состоянии алкогольного опьянения. Конфликтное поведение последних обычно многовариантно, в частности, может одновременно протекать и по первому варианту, т.е. детерминироваться механизмом разрядки, как впрочем, и рядом других.
Другие материалы:
Деловой конфликт
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми ...
Первая попытка объяснить природу эмоций
Древнекитайские учения о психических явлениях строились на основе организмических представлений, возникших в родовом обществе и в той или иной форме продолжавших существовать в традиционном менталитете. Человеческое существо рассматривало ...
Трудности управления конфликтами в педагогическом коллективе
Любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы.
Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том, что он занят общественно необходимой ...