Третий блок: блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности

Материалы » Третий блок: блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности

Страница 2

Эти клетки (клетки первичной коры) не принимают участия в формировании двигательного состава импульсов, т.е. не определяют, какие именно мышцы должны сокращаться.

Вторичная кора

За это отвечает вторичный отдел. Он включает:

· внеклеточное серое вещество, окружающее клетки первичного отдела (дендриты и нейроглия)

· другие слои нервных клеток, находящиеся в зонах первичного отдела

· премоторные отделы лобной области (это важнейшая составляющая), а точнее 8, 44 и 45 поля. Это задние отделы верхней и средней лобных извилин, передний отдел парацентральной дольки и задняя треть верхней лобной извилины на ее медиальной поверхности. Премоторная область не содержит гигантских пирамидальных клеток, но в ней значительно лучше развита система межнейрональных связей.

Вторичная кора отвечает не за сокращение отдельных мышц, а за комплексные плавные движения (например, поворот головы, глаз, туловища, хватательное движение руки). К комплексным плавным движениям можно отнести артикуляцию слов, за которую отвечает поле 44 (зона Брока) и которая обеспечивается сокращением мышц губ, щек, языка, гортани. Поле 45 отвечает за движения, обеспечивающие пение.

Третичная кора

Главная часть этого блока – третичная кора. Это префронтовые отделы лобной области (10, 11, 12, 46, 47 поля). Они состоят из гранулярной коры. В ней слабо представлен пирамидный слой и хорошо выражен зернистый (т.е. звездчатые нейроны). Нейроны этой коры имеют очень богатые связи со всеми отделами коры больших полушарий, в том числе с другим полушарием, с медиальными ядрами (бледный шар, хвостатое ядро и др.), с передними и дорсомедиальными ядрами зрительного бугра, с ретикулярной формацией. Эта кора выполняет ассоциативные, т.е. связующие функции, поэтому она связана со всеми отделами (и с афферентными, и с эфферентными). Этот отдел отвечает за формирование намерений, программ, планов, в том числе направленных на будущее. Еще одна важная функция – контроль над выполнением хода действия, который происходит постоянно одновременно с выполнением действия и вытекающая из него регуляция. Это принцип «обратной связи» или рефлекторного кольца.

Нейроны третичной коры могут оказывать модулирующее влияние на ретикулярную формацию. Они могут влиять на состояние активности в связи с какими-то планами, намерениями и т. д. Такая регуляция формируется в ходе онтогенеза, окончательно – у детей 4-7 лет.

Нейроны третичного отдела участвуют в создании планов, намерений и программ деятельности высших психических функций (т.е. во всей сложной познавательной и интеллектуальной деятельности), обеспечивают их контроль и регуляцию.

При разрушении лобных долей у животных происходит нарушение целенаправленной деятельности, она становится фрагментарной, неуправляемой, животное постоянно отвлекается на побочные раздражители, нарушаются программы действий. При этом страдает не столько память, сколько программа становится невыполнимой из-за побочных раздражителей. Помещенное в полную темноту, животное выполняет эти реакции. Иногда животное может срываться на какие-то инертные стереотипы ранее выполнявшихся действий, становится невозможен контроль.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Объяснение феномена памяти
Существует множество гипотез относительно феномена памяти. «Феномен мышечной памяти. Если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздо проще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели дости ...

Исследование последствий воздействия массовой коммуникации
Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер ...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [3, 4, 11, 34] За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее д ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru