Типы нервной системы по И. П. Павлову

Материалы » Типы темперамента » Типы нервной системы по И. П. Павлову

Страница 1

1. сильный, уравновешенный, по­движныи тип — сангвиник. Его нервная систе­ма отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабли­вающийся изменчивым условиям жизни. Его харак­теризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инерт­ный тип-— флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противополож­ностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения;

подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

3. Сильный, неуравновешенны и тип с преобладанием возбуждения — холерик. Его нервная система характеризуется, помимо боль­шой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

4. Слабый тип — меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положитель­ных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Мы видим, что Я. П. Павлов не занимался меха­нической классификацией типов с точки зрения воз­можных комбинаций трех названных свойств нерв­ной системы, в результате которых, как он писал, следовало бы выделить по крайней мере 24 типа. Названные И. П. Павловым типы обоснованы много­летними исследованиями поведения собак в естест­венных и лабораторных условиях, а также продол­жительными наблюдениями за поведением людей.

И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный из­менениям под воздействием окружения и воспита­ния. Он называл его генотипом, что не согла­суется с принятым значением этого термина, и было причиной многих недоразумений. По мнению Павло­ва, свойства нервной системы образуют физиоло­гическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы. В другом месте И. П. Павлов подчеркивает, что типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, могут быть распространены и на людей: “Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темперамен­тами”. Отсюда следует, что между типом нервной системы и темпераментом в принципе можно по­ставить знак равенства. Позицию И. П. Павлова по этому вопросу, которую сам он однозначно не опре­делил, можно понимать следующим образом.

Нашему наблюдению доступны не физиологичес­кие процессы, поддающиеся исследованию только в лабораториях, а поведение, конкретная деятель­ность индивида. Некоторые формы поведения, часто более или менее скрытые, зависят от основных свойств нервной системы, отражая силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов данного индивида. Согласно И. П. Павлову, именно те аспекты поведе­ния, в которых проявляются свойства нервных кле­ток, составляют темперамент. Тип нервной систе­мы — это понятие, которым оперирует физиолог, пси­холог же пользуется термином “темперамент”. В сущ­ности, однако, это два аспекта одного и того же явле­ния, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зре­ния физиологии, а с другой — с точки зрения поведе­ния. Именно в этом смысле можно вслед за И. П. Пав­ловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа нервной системы.

Типология И. П. Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой облас­ти. Многие физиологи и психологи, продолжая работу И. П. Павлова, проводили дальнейшие иссле­дования на животных, распространяя

их на другие виды, например мышей, крыс и некоторые породы домашних животных. Эти исследования проводились в основном в Колтушах (в честь И. П. Павлова пере­именованных в Павлове) под Ленинградом под руко­водством П. С. Купалова, В. К. Красуского и В. К. Федорова. Многие результаты этих исследований, независимо от их теоретического значения, были исполь­зованы также для оптимизации животноводства. Некоторые ученики И. П. Павлова предприняли попытки перенести его типологию на людей. Эти исследования проводились только с детьми.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Искусство руководящих тренеров тренинговых групп
Необходимая для занятий в группе атмосфера создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности . Этому отводится особое внимание, потому что открытие в себе новых позитивных качеств вырабатывает уверенность в себе ...

Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений
Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей (Э. ...

Понятие “конфликт”.
Рассмотрение функций конфликта и особенностей их реализации в коллективе целесообразно начать с определения понятия “конфликт”, анализа основных подходов к изучению данной проблемы, рассмотрения динамики и типологии конфликта. Конфликты ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru