По сравнению с конфликтами, развитие которых побуждается социально-политическими и социально-экономическими потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет наиболее выраженный морально-нравственный и идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, в том числе противоположные, системы ценностей или их интерпретации.
Нередко системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников конфликтности, действующих на основе деления человеческих сообществ на "своих" и "чужих". Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между "своими" и "чужими", между "нами" и "ими" приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой конфликтности.
Природные свойства личности - это второе, что существенно важно для понимания типологии конфликтов по морально-психологическим признакам. Это то, что заложено в индивидах от рождения и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамически характеристик, как активность и эмоциональность. Поскольку природные свойства личности могут быть как позитивные, так и негативные, постольку они могут быть источником конфликтов в морально-психологической сфере.
В психологической сфере конфликты обусловлены особенностями психологической структуры личности. Существуют различные психологические типологии, в рамках любой из них имеют место негативные составляющие, которые и провоцируют конфликты в этой сфере. Психологическая сторона конфликта связана с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта.
Типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим и морально-психологическим признакам раскрывает основные виды конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга.
Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику.
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.
Таким образом, наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:
· стороны конфликтов;
· характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт;
· направленность конфликта;
· временные параметры конфликта;
· результативность конфликтов.
Сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Но в наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Нужно только научиться управлять конфликтом.
Другие материалы:
Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному
обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:
1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физ ...
Психолого-педагогическая характеристика развития
детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [3, 4, 11, 34]
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее д ...
Самооценка как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот непосредственно связаны ...