Восприятие времени

Материалы » Факторы и психологические механизмы восприятия » Восприятие времени

Страница 1

Восприятие времени человеком есть процесс психического отражения объективно протекающих событий. Поэтому следует различать время физическое (астрономическое) как объект восприятия и время психологическое как субъективный образ физического времени. Как и любой перцептивный образ, психологическое время не обязательно должно быть тождественно времени физическому, но требование адекватности сохраняется. Понятие «психическое отражение» относится к макроскопическому уровню организации мира (в том числе внутреннего мира человека), где физическое время течет равномерно и однонаправлено от прошлого через настоящее к будущему. Считается, что указанные временные категории на этом уровне организации мира самоочевидны.

Тогда восприятие времени у человека складывается из восприятия длительности и упорядоченности событий. Длительность есть процессуальная протяженность различных отрезков времени, в течение которых происходят соответствующие события. Упорядоченность включает в себя последовательность событий и соответствующих им временных интервалов и их соизмеримость. На этой основе возникает временная координатная сетка и система счисления времени.

Ориентировка во времени производится не какими-то специальными нервными центрами, а системой анализаторов, действующей как единое целое. У животных временная ориентировка основана на рефлекторной деятельности. У человека эта деятельность совершенствуется и превращается в сложный процесс восприятия времени. В его основе, по-видимому, лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Чувство времени у человека в большей мере обусловлено органическими изменениями, связанными с ритмичностью основных физиологических процессов (дыхания, пульса, усвоения пищи и так далее) и ритмом всей его обыденной жизни (циклы «сон – бодроствование», «труд – отдых», «рабочая неделя – выходные дни» и тому подобное).

Наиболее точной оценке небольших временных интервалов способствуют слуховые и двигательные ощущения и восприятия. В первую очередь потому, что хорошо отражают ритм.

У человека восприятие длительности обусловлено не только психофизиологическими факторами, но и содержанием деятельности, которое заполняет временной отрезок. Закон заполненного времени: чем более отрезок времени заполнен событиями, тем короче он кажется при его переживании в текущем времени (в настоящем) и тем длиннее он представляется при воспоминании (в прошлом). В этой противоположности сказывается качественная специфика психологического настоящего и прошлого. Настоящее переживается значительно субъективнее, чем прошлое. Настоящий каждый из нас себя воспринимает изнутри, как «Я», в прошлом же можно взглянуть на себя и со стороны, отделить от себя это прошлое «Я». В настоящем все события слиты в единое целое, текущее время не расчленяется на отдельные отрезки именно потому, что оно воспринимается как настоящее. Прошлое же воспринимается не столь субъективно, и его заполненность событиями воспринимается как последовательный ряд этих отдельных событий, то есть прошлое воспринимается менее субъективно, оно объективизируется. Эта расчлененность прошлого на цепь отдельных отрезков времени, каждый из которых заполнен своим фактом и его самостоятельным переживанием, создает впечатление значительной длительности того же периода, который при переживании его как настоящего воспринимался быстротекущим. При незаполненности событиями времени в настоящем внимание концентрируется на самом течении времени, поскольку больше не на чем сосредоточиться, создается томительное напряжение, способствующее впечатлению «тягучести» времени. Вспомните свое состояние при ожидании трамвая (поезда, автобуса). В прошлом же эти неотмеченные ничем значительным временные интервалы опускаются, памяти не за что «зацепиться», создается впечатление их скоротечности.

Не менее важное влияние на восприятие длительности оказывает установка, мотивации личности и эмоциональная окраска ситуации. Желательное событие всегда наступает не так быстро, как хочется, зато нежелательное тут как тут. Время, заполненное интересными и приятными делами, воспринимается пролетевшим незаметно. Если же дела не интересны, эмоциональный фон отрицателен, то и соответствующее время тянется бесконечно. «Минута боли длиннее часа удовольствия».

Всем известно возрастные различия восприятия времени. У детей длиннее, чем у взрослых, а у взрослых и года коротки. По-видимому, это связано со значительностью для детей любых, даже самых мелких событий и переживаний. На каждом из них внимание ребенка фиксируется как на отдельном факте его жизни, череда которых в течение дня (недели, месяца и так далее) весьма велика. Эта череда воспринимается ребенком не как слитое во единое целое. А как длинная цепь самостоятельных событий. Взрослые же большую часть происходящего с ними «пропускают» мимо своего сознания и выделяют только самые существенные события и факты, время переживания которых поглощает смежные временные интервалы мелких событий. Тем самым происходит укрупнение единиц восприятия времени и соответственно сокращается их число в тех же временных отрезках (дни, недели, месяцы и так далее). Иначе говоря, с возрастом интенсифицируется симультанное восприятие времени. Возможно, это связано и с физиологическими факторами: детские ритмы учащеннее, чем у взрослых. Эксперименты показали, что проявление общей для всех людей тенденции преувеличивать малые и преуменьшать значительные промежутки времени в разные возрастные периоды проявляется по-разному. Так, по экспериментальным данным, переоценка минутных интервалов у взрослых не превышает 133 %, а у детей и юношей от 7-19 лет достигает 175 %.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Манипуляция: понятие, формы, способы защиты
Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды автором манипуляции. В определении манипуляции два ключевых момента: 1. «Скрытое», то есть неочевидное, скрываемое ...

Приёмы внушения
Наиболее удачной классификацией приёмов внушения нам кажется классификация Потеряхина А.Л. [15], которую мы приводим ниже. Перечисленные ниже приемы являются иллюстрацией реализации некоторых указанных выше принципов. Поэтому своеобразным ...

Психосоциальное развитие студентов
Как уже было отмечено ранее, мы проводим наше исследование среди студентов вторых курсов. И нам необходимо выяснить каковы особенности развития данного возраста. Таким образом, мы должны рассмотреть различные периодизации психического раз ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru