Восприятие времени

Материалы » Факторы и психологические механизмы восприятия » Восприятие времени

Страница 2

Восприятие времени не ограничивается восприятием длительности. Время в наших земных условиях однонаправлено, необратимо. И эта его особенность в первую очередь характеризуется последовательностью событий, которая часто предполагает причинно-следственные зависимости между ними. На основании усвоения этих зависимостей мы и решает вопрос об объективной последовательности событий. Интересно, что дети не сразу могут воспринять эту последовательность. Понимание того. Что сегодняшнее «сегодня» - то же самое, что вчерашнее «завтра» или завтрашнее «вчера», дается ребенку со значительными усилиями, не сразу, обычно где-то к 4-5 годам. Данные исторической психологии говорят о том, что в древности люди не противопоставляли прошлое настоящему, во всяком случае, для значительных отрезков времени. Они считали, что их предки сосуществуют с ними в одном времени, но, как бы мы сказали сейчас, - в разных пространствах.

Для отражения временного порядка событий, кроме представления о последовательности соответствующих временных интервалов, требуется еще и их соизмеримость, то есть возможность их метрического сопоставления как в относительном плане (на сколько или во сколько раз один отрезок времени длиннее или короче другого), так и в абсолютном (на сколько или во сколько раз одно событие произошло раньше или позже другого). Из требований соизмеримости вытекает необходимость во временной системе координат, то есть необходимы единицы измерения длительности и точка отсчета на континууме последовательности.

За субъективную точку отсчета человек обычно принимает свое настоящее. Оно разделяет время на предшествующее прошлое и последующее будущее. События прошлого субъективно происходили давно или недавно, а до событий будущего может быть далеко или близко. Субъективность этих понятий хорошо иллюстрируется разным пониманием этих категорий детьми взрослыми. Так, «два года тому назад» для пятилетнего ребенка – далекое прошлое, а для его родителей – недавнее событие, для того же ребенка «через два года» - необозримое будущее, а для его родителей – близкое будущее. Недаром дети о прошлых событиях говорят как о произошедших «столько-то лет назад», используя субъективную точку отсчета (свое настоящее), а люди взрослые (особенно пожилые), имеющие за плечами богатый опыт переживания огромного множества событий и полноценный путь социализации, - как о произошедших «в таком-то году», используя объективную точку отсчета.

Субъективное настоящее, или «теперь», - психологически не абстрактная точка, а некоторый временной интервал. Как показали многочисленные эксперименты, минимальная величина «мига», «момента», то есть не расчленяемого нами промежутка текущего времени, равна 1/18 секунды. Это установлено и для зрительных, и для слуховых, и для тактильных ощущений через определение порога слияния сенсорной стимуляции: уменьшение промежутков времени экспозиции соответствующих стимулов (световых или звуковых раздражителей, прикосновений) влечет их неразличение как отдельных воздействий, то есть ряд отдельных стимулов воспринимается как один слитый воедино стимул сумарной длительности воздействия. Этот эффект дает нам белый цвет при соответствующей скорости вращения круга, разбитого на световые сектора. По той же причине искру, двигающуюся с огромной скоростью по некоторой траектории от тучи к земле, мы воспринимаем как линию – молнию. Из этих экспериментальных данных следует вывод, что нижний предел величины «мига» определяется не работой периферии нервной системы, а какими-то общими для всех модальностей центральными факторами.

Верхняя психофизиологическая граница понятия «теперь» равна примерно 5 секундам. Меньшие промежутки нами воспринимаются как примерно одинаковые. Сравнение интервалов большей длительности требует уже счета, выходит за рамки чисто чувственного восприятия. Таким образом, психофизиологически не расчленяемое настоящее равно интервалу от 1/18 до 5 секунд.

Но в обычной жизни при заполнении времени некоторым содержанием, представляющимся нам компактным целым событием, понятие «теперь» может значительно расширяться. Вплоть до того, что за такое целостное событие мы принимаем какой-то период в нашей жизни, исчисляемый годами.

Что касается единиц измерения времени, то здесь наблюдается слияние субъективного восприятие временных интервалов и исторически сложившихся норм, обычно приуроченных к определенно астрономическим, геологическим или социальным циклам.

Каждое из полушарий головного мозга регулирует комплекс функций, реципрокный комплексу другого полушария. Принято считать, что правое полушарие оперирует преимущественно образами, левое – понятиями, правое отвечает за конкретность в психической деятельности, левое – за абстрактность. Вмести они обеспечивают адекватную пространственно-временную ориентацию человека.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Эмоциональное состояние организма
Многие психологи считают, чтобы влюбиться, необходимо особое состояние души. Другими словами, одного и того же человека можно сегодня безразлично пропустить мимо себя, а встретив спустя две недели, потерять от него голову. И это справедли ...

Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях физической культурой и спортом
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков: – слабое физическое развит ...

Восприятие направления
Направление, в котором видится объект, определяется местом его отображения на сетчатке глаза и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим нас объектам. Вертикальное положение нашего тела по отношению к горизонтальной ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru