Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста

Материалы » Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов » Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста

Страница 6

· сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;

· челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

· давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;

· директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению (29, с. 94).

Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:

· старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

· не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;

· не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

· преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;

· постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;

· при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;

· конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

· разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом (29, с.94-95).

Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.

Стоит отметить, что предложенный алгоритм применим и к другим видам разрешения межличностных конфликтов.

Несколько сложнее ситуация складывается при конфликтных ситуациях в системе «ученик – учитель»

, происходящих между профессионалом и формирующейся личностью. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) (С. Хапаева) (1, с. 382).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Роль взрослого в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: 1) служит носителем ценностей и человеческого опыта; 2) является организатором процесса воспитания и обучения. Первая функция (взрослый – носитель ценностей) может ...

Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня ...

Взаимосвязь стрессоустойчивости с профессионально важными качествами операторов телекоммуникационных сетей
Интерес исследователей к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в условиях профессиональной деятельности, всегда был и остается актуальным для инженерной психологии, что отражено в работах ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru