Поведенческая концепция личности

Материалы » Формирование личности » Поведенческая концепция личности

Страница 1

В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло­гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо­средственные контакты между индивидами). Существенным элементом его социологии стала теория социального поведения. Мы уже упоми­нали выше некоторые аспекты данной теории, теперь рассмотрим ее более подробно.

Новое понимание природы и сущности социального поведения объ­ясняется Хомансом таким образом: “Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получа­ют многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направ­ленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Та­кой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равнове­сия или баланса между обменами”[54].

Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, назван­ных им субинституциональным (парные непосредственно-личностные от­ношения) и институциональным. Первый - основа второго. При этом со­циальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое раз­личие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных органи­зациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями, и в том, что сами процессы обмена “вознаграждающей” деятельностью становятся более опосредо­ванными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновес­ные системы, стабилизирующиеся путем институционализации общей нормативной структуры[55].

Объяснение социального поведения через обмен в версии Хоманса оказалось недостаточно корректным по ряду параметров. Как отмечалось в ряде критических работ[56], осталось непонятным, как действу­ющий индивид использует “внешние символы” (в том числе структурную информацию о профессии, возрасте, доходе) в ходе прямых обменов с другими. Точно так же Хоманс не объясняет, каким же образом в ходе взаимодействия индивид делает заключение о том, что проис­ходит. Не смотря на это, в целом в современной западной социологии учение Хоманса по­нимается и трактуется для исследования традиционных социологических проб­лем и пользуется определенным влиянием.

Выделим пять основных положений, которые объясняют, как счи­тает Хоманс процесс обмена между индивидами.

Первое положение - положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится произво­дить это действие.

Второе положение - положение стимула - описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, кото­рое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение - положение ценности - заключается в том, что чем более пенно для личности достижение определенного резуль­тата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направ­ленное на его достижение.

Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - ис­ходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подоб­ной награды.

Пятое положение - положение “агрессии-одобрения” - характери­зуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результа­ты такого поведения становятся для него более пенными. И наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказа­ние, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одоб­ряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более пенными.

Этот набор из пяти положений, которые Хоманс предпочитает рас­сматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Он пытался экстраполи­ровать эти положения на объяснение всех социальных процессов и считал, что отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия между индивидами.

Иными словами, рассматривая проблему личности, Дж.Хоманс, его предшественник (Б.Скиннер) главную роль отводят системе “стимулов”, “подкреплений”, проводя прямую анало­гию между поведением человека и животных. Изменения личностного по­ведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция “хороших”, т.е. желаемых действий.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства ма ...

Лидерство как социально психологическое явление
Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым ...

Потребность в рождении и воспитании детей
Когда у тебя есть дети, ты живешь как собака, но умираешь как человек. А когда нет детей, живешь как человек, но умираешь как собака. / Русская пословица / Человек наследовал свою биологию от животного мира. Природа диктует каждому живо ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru