Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста

Материалы » Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов » Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста

Страница 3

По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки в собственном поведении; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним участником; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состояниях, деятельности и поведении.

В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:

1) позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;

2) позиция нейтралитета - педагог старается не замечать столкновения, возникающие среди воспитанников, и не вмешиваться в них;

3) позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;

4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им (28, с. 116-117).

Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:

• тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно;

• сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссных решений;

• челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

• давление на одного из участников конфликта - большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;

• директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению (3. с. 56-57).

Правила грамотного преодоления конфликта включают в себя следующее:

- попытайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию: урегулирование конфликта - это решение проблемы «что делать», а не расследование вины «кто виноват»;

- не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал;

- преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами;

- ищите момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения к партнерам по переговорам;

- при обсуждении анализируйте мнения противоположных сторон, ищите компромисс, выслушивайте мнение каждой стороны: не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть. Согласия в конфликте можно достичь путем определения общей основы оценок;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Поведенческая концепция личности
В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исход ...

Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему коррекционное воздействие
Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты профессиональной готов ...

Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе: 1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru