Карл Густав Юнг развил сложную и одновременно чарующую теорию психологии и психотерапии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих проявлений. Созданная им аналитическая психология включает исследования христианства, психологии, мифологии. Ключевой момент теории Юнга заключается в том, что из живых существ только человеку свойственна врожденная духовная и религиозная потребность.
Юнгианская психотерапия является теоретически открытым методом и легко впитывает все новое. Сегодня в нем тесно сосуществуют техники классического психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, что делает его необыкновенно гибким и изящным методом психотерапии. Аналитическая психология доказала свою эффективность в более чем полувековой клинической практике. Юнгианский анализ успешно применяется в мире для лечения эмоциональных нарушений, депрессий, фобий, психосоматических расстройств, помощи при неуверенности в себе, семейных конфликтах.
Г.Б. Бедненко в своем докладе и в своих работах продолжает учение К.Г. Юнга об архетипах. Данный доклад посвящен психодраматическому методу "констелляции божеств". Он заключается в символической расстановке ролевых архетипов древнегреческих богов или богинь своего пола вокруг "Я", выявлению их многоголосия, утверждению приоритетности решений "Я", перестановкам и созданию новой структуры. Представлено ее теоретическое обоснование как в рамках пост-юнгианской "арехтипической" психологии, так и в рамках концепции о "внутреннем диалоге" и "Диалогическом Я".
Г.Б. Бедненко дает определение архетипа – центрального понятия в своей работе. В культурологии под архетипами понимаются "образы, наполненные смыслом и силой, присущие той или иной культуре или даже нескольким культурам"; в психологии – часть коллективного бессознательного, влияющая на "то, что мы думаем о мире и к чему стремимся, что для нас наиболее ценно, а что не так важно". Галина Бедненко сочетает и культурологический подход, и психологический. То же она делает и в практической работе – исследует мифы с помощью мифодрамы.
И так, важно, что архетип – это часть бессознательного, общая для людей, принадлежащих одной культуре (или даже нескольким культурам). Он отражается в продуктах культуры, например в мифологии, в художественном творчестве – везде, где встречаются жизнь общества и воображение конкретной творческой личности. И подспудно влияет на человеческую судьбу. Поэтому человеку важно уметь узнать и назвать определённый архетип, чтобы сделать возможным овладение им. Этому и посвящен доклад Г.Б. Бедненко.
Разбирая архетипы мужественности, автор обращается к образам восьми греческих богов: Аполлона, Гермеса, Ареса, Гефеста, Диониса, Зевса, Посейдона и Аида. Для этого, прежде всего Галина Бедненко апеллирует к первоисточникам - греческим мифам. Затем рассматривает, представленные в мифе отношения с точки семейной системы, перенося божественные отношения на обыденную человеческую жизнь. Это позволяет выделить ролевые модели, характерные для конкретного архетипа. Так же рассматривается характерный для каждого архетипа путь развития. При чем этапы развития напоминают сюжеты или жизненные сценарии, которые, возможно, человек не всегда проходит последовательно – они могут менять внешнюю форму и, возможно, порядок, сохраняя символическое содержание.
Другие материалы:
Формирование и развитие памяти в онтогенезе
Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или ...
Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом опре ...
Тревожность и мотив достижения.
В начале 50-х годов Тейлор и Спенс (J.F. Taylor, K.W.Spence) (87) в университете штата Айова разработали метод изучения тревожности, который оказался довольно плодотворным. Taylor и Spence не столько интересовались тревожностью как таково ...