Формирование ценностного отношения подростка к семье

Материалы » Формирование ценностного отношения подростка к семье

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов, она способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. [1.с.12 ]

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Она изучается многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Актуальность выбранной темы

1) проблема отношения подростка к своей семье, является актуальной в современных условиях, поскольку ускоренный темп современной жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.

2) Актуальность данной проблемы так же состоит в том, что в наше время связь поколений начинает разрываться очень рано, подросток зачастую считает, что он настолько умен, что ему не нужен опыт прошлой жизни.

3) Так же ее актуальность подчеркивает то, что в последние годы наблюдается значительное снижение качества воспитательной работы в школе, и особенно в сфере ценностного отношения к семейному воспитанию. В содержании воспитания слабо очерчены ценностные основы семьи, ее приоритеты в развитии личности. Не хватает методических пособий, рекомендаций, программ по семейному воспитанию, требует совершенствования подготовка и переподготовка педагогических кадров в плане работы со старшеклассниками и семьей

Сегодняшние реалии, данные социологических и психологических исследований подтверждают, что назрела необходимость подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, воспитания у учащихся ценностного отношения к семье.

Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых (Г.М. Андреевой, Ю.В. Васильевой, СВ. Дармодехина, О.Л. Зверевой, Т.А. Куликовой, Е.Н. Сорочинской, П.П. Пивненко, А.В. Мудрика) к проблемам семьи и семейного воспитания. Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является воспитание.

Многоаспектность и значимость рассматриваемых вопросов свидетельствует о важности междисциплинарной интеграции наук (психологии, педагогики, философии, медицины, социологии, демографии и др.) в разрешении указанной проблемы.

Проблемы взаимодействия различных институтов воспитания с семьей, и членов семьи между собой исследованы Ю.П. Азаровым, Т.В. Воликовой, П.П. Пивненко, Л.С. Сальниковой, Е.Н. Сорочинской, О.Н. Урбанской и др.

Нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений раскрываются в трудах О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Никитина и др.

Дифференцированный и индивидуальный подход к вопросам семьи, семейных взаимоотношений, подготовки учащихся к семейной жизни раскрываются в исследованиях Т.Ю. Абаевой, И.В. Гребенникова, Н.И. Пашковой, Н.К. Феоктистовой, СВ. Шаповаловой.

Исследованию особенностей психического развития личности подросткового и старшего юношеского возраста посвящены работы отечественных (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Дж. Дьюи, Джерсильд, Гаррисон, Заззо, Озибелл, Пиаже, Хоррокса и др.) психологов.

Влияние социальной среды на развитие ребенка обосновано в трудах А.А. Бодалева, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой,С.Т. Шацкого и др. [11;9;1]

Выявленные противоречия, актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, недостаточность ее теоретической и практической разработанности определили тему данной работы: "Формирование ценностного отношения подростка к семье".


Другие материалы:

Системный подход и теория функциональных систем
Системный подход - не новость в науке, в частности в психологии. И до начала 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время, очевидно, что понимание системност ...

Заключение.
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и ...

Определение, понятие, компоненты темперамента
Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсив ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru