Шестое. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!
Педагогам же стоит лишь поддержать родителей и помочь детям избавиться от этих недостатков в развитии.
Для работы с теми родителями, которые пока еще не готовы к тесному сотрудничеству со специалистами, можно использовать наглядную информацию. Например, на стенде можно разместить теоретический материал о причинах возникновения тревожности у взрослых и у детей, советы и рекомендации психологов по снятию эмоционального напряжения, несложные релаксационные упражнения.
1. Мини-лекция «Коррекционная работа с тревожными детьми» (для работы с родителями)
Педагог обращает внимание слушателей на основные проявления тревоги детьми раннего возраста. Особое внимание может быть уделено тревоге детей по поводу разлуки с родителями. В ходе лекции следует подробнее разобрать этапы возникновения возрастных страхов, описанные А. И. Захаровым.
2. Игра «Сорви яблоки» (Фопель К., Ч. 2, 1998)
Цель: Данное упражнение успокаивает дух и расслабляет тело.
Содержание: Психолог предлагает участникам встать так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места, далее он говорит: «Сейчас мы будем собирать в саду яблоки, которые растут достаточно высоко. Чтобы сорвать яблоко, потянитесь правой рукой как можно выше, встаньте на цыпочки, сделайте резкий вдох и срывайте. Теперь нагнитесь, положите яблоко в корзинку и медленно выдохните. Можно выпрямиться. Слева от вас висят еще два красивых яблока. Протяните правую руку, встаньте на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Замечательно! Чтобы сорвать второе яблоко, потянитесь за ним левой рукой, сорвите его и положите оба яблока в корзину, выдохните. Теперь вы умеете рвать яблоки и знаете, что это можно делать попеременно то правой, то левой рукой. Попробуйте самостоятельно. (Время выполнения упражнения — 1 минута).
Теперь давайте потрясем ладонями и вернемся в круг».
Ожидаемый результат после реализации программы.
В результате проведения коррекционной программы мы ожидали, что уровень тревожности младших школьников из группы испытуемых должен стать ниже. В связи с этим ребенок может наладить утраченные социальные контакты в группе сверстников, изменив при этом основные стратегии поведения. Повысив уверенность в себе, ребенок сможет вести активную жизнь и расширить число эмоциональных связей. Общий эмоциональный фон детей должен стать стабильным.
Таким образом
, предлагаемый нами комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление личностной тревожности детей позволит сохранить психическое здоровье ребенка, удалить препятствия, мешающие личностному развитию и социальной адаптации. Программа также может быть использована социальными психологами, социальными работниками, учителями.
Другие материалы:
Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений
Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется . еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей [ ...
Механизмы влияния
родителей на подростков
Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители ...
Умственная отсталость: причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы
Умственная отсталость, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее назв ...
