Другим путем влияния детского общества на развитие личности ребенка, усвоение им норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение [24, с. 214].
Для совместной деятельности наиболее типичны следующие стратегии поведения ее участников по отношению друг к другу:
содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;
противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение несогласованных с ним действий;
уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют, но и требуют его во имя достижения общих целей.
А.Л. Журавлев пишет, что различное сочетание этих трех стратегий определяют типичные ситуации взаимодействия.
Если же рассматривать диадное взаимодействие, как наиболее простой и показательный его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия:
сотрудничество – оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;
противоборство – оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного взаимодействия;
однонаправленное содействие – один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему;
компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Хотя диадное общение и распространено, все-таки это лишь элемент системы общения. В этой системе важны и значимы все формы.
Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
максимилизации общего выигрыша (мотив кооперации);
максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм);
максимилизации относительного выигрыша (конкуренция);
максимилизации выигрыша другого (альтруизм);
минимизации выигрыша другого (агрессия);
минимизации различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции);
противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
компромисс реализуется на частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
избежание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.
Существует несколько теорий, описывающих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена Дж. Хомана, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. С позиции теории символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блумера, поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают. Теория управления впечатлениями Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. В рамках психоанализа З. Фрейда, межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.
В исследовании Т.А.Репиной [31] позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников.
Другие материалы:
Формирование сексуальности в ранние годы
Говорят, что сексуальность - единственная из жизненных функций, которая не может обмануть. Существует три различных подхода к сексуальности, каждый из которых открывает три её не схожих, но дополняющих друг друга аспекта (Жаклин Кан - Нат ...
Мысль и слово
Все попытки объяснить сознание человека, так или иначе, но связаны с одним из важнейших вопросов: “Что появилось раньше – мысли или слова?”
Обычно рассматривают три варианта:
а) сначала – мысли, потом – слова;
б) сначала – слова, потом ...
Темперамент и
характер
Различие между людьми в значительной степени зависит от нервных процессов, протекающих в организме, свойства этих процессов во многом определяют наши поступки и поведение. Важно понимать суть индивидуальных различий и уметь их анализирова ...