Типология характеров

Материалы » Формирование характера » Типология характеров

Страница 1

Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.

Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

1

. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2

. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3

. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Исторически первыми, получившими широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии характера, в основе которых лежит учение о темпераментах, соединяющее в своих основах физиологический и соматический подходы. С точки зрения этой типологии, психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма — конституцией тела его габитусом, либо сочетанием тех и других качеств (Гиппократ, Гален, Ломбразо, Сиго, Кречмер, Шелдон).

Вторая типология, основоположником которой является К. Юнг, связывает характеры с направленностью личности и выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип,

с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой.

К. Юнг выделяет четыре типа характера:

1

. Экстравертный - интровертный;

2

. Рационалистический - иррационалистический;

3

. Мыслительный (логик) - эмоциональный;

4

. Ощущающий (сенсорный) - интуитивный.

Каждый из этих четырех типов может входить в сочетание с любым другим, образуя новые типы характера.

В последнее время широкое распространение получила типология характера, связывающая его особенности с акцентуацией

- чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и совокупностей. (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.).

Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере - характерология

, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.

Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.

Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика

(от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И. К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Строение мотивации учения.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, та ...

«Трудные дети» в школе и учебной деятельности.
Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреаг ...

Третий блок: блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности
Этот блок отвечает за организацию активной, целенаправленной деятельности. Человек создает планы, программы действий, намерения, выполняет их, регулирует деятельность, осуществляет ее контроль, кроме того, человек осуществляет психическую ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru