Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.
А.А.Леонтьев
Знания о человеке вообще и о себе, в частности, субъект черпает из самых различных источников, среди которых многими исследователями (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, М.М.Бахтим, Б.С.Братусь, К.М.Долгов, М.С.Каган, С.В.Кондратьев, Б.М.Теплов и др.) отмечаются произведения искусства, которые, по словам С.Л.Рубинштейна, представляют собой овеществленные акты познания людьми друг друга.
Являясь художественной летописью деяний многих поколений людей разных времен, раскрывая внутренний мир личности, проникая в механизмы психики, искусство открывает возможность познания таких сторон действительности и таких сокровенных тайн человеческой психики, которые не могут быть столь же адекватно исследованы наукой.
Художественному видению открывается личность в целом, в совокупности и различных связях ее свойств и черт, в динамике развития. Благодаря органическому сочетанию в художественном образе единичного, особенного, всеобщего, он становится живым настолько, что, как писал М.Горький, «хочется потрогать его рукой». Тогда читатели, по словам В.Г.Белинского, радуются радостями литературных героев, мучаются их страданиями, рассуждают и спорят между собой об их судьбе, как будто дело идет о людях знакомых им [25, с.3].
«Художественный текст, - как отмечал Л.С.Выготский, - направлен на то, чтобы возбудить в людях мысль и эмоции и в этом своем качестве объективируется через восприятие и чувство читателя [5, с.15]. М.С.Салтыков-Щедрин считал, что под влиянием типов, созданных литературой, человек, незаметно для себя, приобретает новые привычки, постепенно вырабатывает из себя нового человека. При этом весь смысл литературы и ее изучения заключается не в накоплении сырых материалов познания, а в познании, истолковании мира, - с тем, чтобы улучшить мир и себя в нем [25, с.5].
Анализируя выше изложенный материал и опираясь на собственный опыт, автор работы склонен к мнению, что художественное произведение – это один из важнейших источников познания психологии человека. Читая их, можно узнать о человеке все: полную гармонию между миром и личностью, слияние с природой, счастье любви и открытий или, наоборот, разлад с миром, дисгармонию души.
С точки зрения науки, процесс психологического познания человека в условиях восприятия его художественного изображения принято обозначать термином художественная перцепция. Более глубокому осознанию или осмыслению сущности данного понятия способствуют исследования Л.Н.Рожиной [26, с.26]. По ее мнению, художественная перцепция предполагает интерпретацию учащимися художественного описания внутреннего мира человека, его переживаний и размышлений; возникновение представлений об уникальности и ценности человеческой личности.
Это дает возможность еще раз подчеркнуть, что в основе литературы лежит познание человека, познание его психологии.
В ходе проводимых исследований белорусским исследователем Л.Н.Рогожкиной [25, с.31-42] были определены основные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении. В качестве таковых выступают:
1. Глубина – умение за внешними действиями и поступками, словами, невербальным поведением видеть их внутреннее содержание.
2. Широта отражения образа – умение раскрывать множество нравственных оттенков личности, выявлять многовариантность проявления одного и того же качества в разных условиях, анализировать свойства, характеризующие различные персонажи
3. Сложность – умение видеть то общее, что свойственно тем или иным литературным типам, и то особенное, неповторимое, что отличает их друг от друга.
4. Эмоциональность – возникновение эмпатии, выступающей в основных формах: сочувствия и сопереживания. Это умение поставить себя на место другого, увидеть его глазами то, что с ним происходит, испытывать потребность в благополучии другого.
5. Субъектность – отражение объекта как ценности, в основе которого лежит, с одной стороны, глубокое проникновение в образ, а с другой, - формирование определенного отношения к нему.
Другие материалы:
Акцентуация характера
Понятие “акцентуации”было введено в психологию К. Леонгардом.
Он считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным с ...
Стадии психодрамы и её структура построения
Психодрама – это не просто форма выражения поведения и форма коммуникации "на языке действий", не только конкретизация словесного общения, чувств и мыслей и уж, конечно, это не набор упражнений и методов для извлечения информаци ...
Типологии, основанные на клиническом материале
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет собой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними.
Юнг выделил дв ...