Психоаналитическая теория личности З.Фрейда

Материалы » Формирование личности » Психоаналитическая теория личности З.Фрейда

Страница 1

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально прису­щие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе фор­мирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода био­логические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом чело­веке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), кан­нибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд нас­таивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных пред­ков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуаль­ный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции/[43].

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бы­тия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность раз­личных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта яв­ляется всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся коли­чественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов[44]. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко­нечном результате составляет только продукт дифференциации энер­гии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно ис­кать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представ­ляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспомина­ниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Су­пер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. По­скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело­веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза[45].

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Политика и конфликты
В общественной системе, представляющей органическую взаимосвязь экономических, политических, правовых, социальных и пр. отношений, конфликты, присущие им, не изолированы друг от друга, а так или иначе взаимосвязаны. Система государства оп ...

Шеринг
Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с пережи ...

Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой
Одним из наиболее действенных средств формирования этнокультурной идентичности детей является игра с игрушкой. «Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отнош ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru