Ролевая концепция личности

Материалы » Формирование личности » Ролевая концепция личности

Страница 2

В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов­лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”.

Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен­ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора со­циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко­торые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив­ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого"[41].

В последнее время наиболее крупные разработки в теории интеракционализма связываются с именем Э Гоффмана (1922-1982), чьи взгляды занимают промежуточное положение между чикагской школой и “ролевой” теорией. Свою концепцию он часто называет “драмматургическим подходом”, что выражается в следующей аналогии: роли – эксектации, которые другие имеют относительно нашего поведения в определенных ситуациях, рассматриваются им как пьесы, которые мы разыгрываем. Он уделял большое внимание тому, как мы их исполняем и какими способами мы осуществляем руководство нашим “представлением”[42]. Все аспекты жизни – от глубоко личных до общественных – описываются в театральных терминах: пьеса, сцена, актер, кулисы и т.п. Таким образом, Э.Гофман описывает процесс интерпретации “Представления своего “Я” другим”, исходя из мидовских построений о “Я” и “Мое”.

Итак, Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственно верную, поскольку она оставляет в тени активное, творческое нача­ло личности.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru