Опыт социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

Материалы » Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра » Опыт социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

Страница 3

В течение двух лет, пока существует при досуговом центре фольклорный коллектив, для детей занятия фольклором были своеобразным увлечением, к которому участники относились очень серьёзно. В зимнее время два раза в неделю проходили репетиции, а летом коллектив выступал на городских праздниках и перед гостями города.

Своеобразие занятий коллектива было в том, что разучивание песни, танца, игры происходило не по нотам, а с помощью прослушивания записей, исполнения песен руководителем и живого общения с носителями фольклорных традиций. Разучивались старинные детские игры родного края, фрагменты различных народных обрядов (свадебного, праздничного)

На основе творческого содружества с другими детскими фольклорными коллективами расширялся творческий кругозор детей, осуществлялось практически социальное воспитание, формировались в естественной ситуации коммуникативные навыки.

После 2-летнего существования фольклорного коллектива на его базе был организован музей народного творчества, в котором собраны различные экспонаты: музыкальные инструменты, предметы рукоделия, материалы к фольклорным праздникам.

Фольклорный коллектив принимает участие в работе фольклорно-этнографического театра, действующего на базе городского дома культуры. Фольклорно-этнографический театр – это музейный фольклорный ансамбль, который воспроизводит элементы традиционной культуры с научной достоверностью и этнографической точностью, знакомит посетителей музея с духовной жизнью местного населения. Фольклорно-этнографический театр обеспечивает в своей деятельности преемственность в освоении традиционной народной культуры между разновозрастными участниками ансамбля.

Как участники фольклорного коллектива, дети выступали на городских и сельских праздниках.

Овладение многообразными формами музыкального фольклора осуществляется участниками фольклорного коллектива путём встреч с исполнителями, аудиторных занятий (общие и индивидуальные репетиции, репетиции по инструментальной музыке.

В целом, деятельность фольклорного коллектива осуществляется по следующим направлениям:

- изучение теории отечественного фольклорного искусства;

- комплектование фольклорного музея;

- концертная деятельность;

- встречи с исполнителями народных песен;

- участие в работе фольклорно-этнографического театра;

- участие в народных гуляниях и праздниках как основных составляющих традиций художественной культуры, которая возникает на этапе достаточно высокого овладения фольклорными традициями;

- участие в фольклорных фестивалях.

На первом этапе нашего исследования был проведен диагностирующий срез. Диагностирующий срез выполняет для данного исследования три основные функции:

- информационную, которая позволяет педагогу на основе полученной информации выбрать соответствующие методы работы;

- оценочную, позволяющую определить исходный уровень участников эксперимента и отслеживать эффективность опытно-поисковой работы, вносить необходимые коррективы;

- формирующую, позволяющую выстраивать перспективы дальнейшего обучения для каждого ребенка и для ансамбля как коллектива.

По результатам исследования собранных материалов на каждого ребенка была заведена индивидуальная карта развития.

Диагностические карты представляют состояние ребенка на момент проведения среза по четырем критериям.

Уровень развития общеречевых и коммуникативных умений (установление контакта, владение вербальными и невербальными средствами общения и др.).

Особенности речевого развития (наличие/отсутствие патологий речевого аппарата, особенности произношения, визуального и слухового восприятия и анализа и пр.)

Общее развитие, кругозор (в частности объем и качество знаний детей о фольклоре и его мусте в культуре народа).

Музыкальные и прочие художественные умения.

Диагностирующий срез проводился в естественных условиях:

- первый этап (теоретический, подготовительный) – ноябрь 2006 года: определение целей и задач диагностики, условий её проведения, составление программы эксперимента, предварительный отбор и разработка недостающего диагностического инструментария;

- второй (сбор информации об участниках фольклорного коллектива) декабрь 2006 года;

- третий (диагностика исходного уровня речевого и музыкального развития) – январь 2007 года во время организационных занятий фольклорного ансамбля «Василек» по календарному планированию, далее - в индивидуальном порядке.

Содержание работы: диагностика уровня сформированности коммуникативных и исполнительских данных, создание условий для работы в группе. Занятия проводились по программе подготовительного курса. Количество участников 15 человек.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Понятие, условие, порядок усыновления детей
Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой стороны, возникают такие же права и обязанност ...

Приемы трансовой терапии
Трансовая коммуникация в психотерапии имеет три этапа. Первый состоит в насыщении сознания клиента разнообразной информацией, в том числе нередко противоречивой и сбивающей с толку. Можно использовать метафорический и образный язык. Эрикс ...

Танце-двигательная терапия
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru