На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какое то душевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Т.е., если комната - это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и только за ним находится келья собственно сознательного, где, находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. Таково одно из фрейдовских пространственных или, как он называет, топических представлений о бессознательном и сознании.
Позднее в 20-е годы, Фрейд использует иное сравнение для характеристики структуры человеческой психики, которая понимается как структура состоящая из трех слоев, или инстанций, - Оно (ид), Я (эго), Сверх-Я (супер-эго).
В психоаналитической философии отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные.
Другие материалы:
Образы и их смысловые понятия
Образы и их смысловые понятия занимают в сознании человека центральное место. С одной стороны, образы каких-либо предметов или явлений нам очень хорошо знакомы – мы имеем с ними дело каждый день и каждую минуту, но с другой – они чрезвыча ...
Формы коррекции эмоционального состояния
Сдвиг эмоционального состояния, подтверждающий нарушение адаптации организма, требует его обязательной коррекции. В.П. Петленко выделяет следующие формы коррекции ( 2 ). Она может осуществляться самыми разными способами: фармакологическим ...
Динамика развития мотивационной сферы.
Поскольку процесс формирования мотива (мотивации) связан с использованием личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и ...