Рефлекторная теория свойств памяти

Материалы » Физиологические механизмы познавательных процессов » Рефлекторная теория свойств памяти

Страница 1

С мышление неразрывно связана память. Изучение памяти долгое время принадлежало, главным образом, психологии. Вначале- эмпирически, а затем и путем эксперимента психологи установили ряд общих понятий, которыми теперь широко пользуются в обыденной жизни и науке. Известно, что память основана на следующих тесно связанных процессах: запоминание, сохранении, воспроизведении и узнавании.

Противоположным запоминанию является забывание. Существует два вида памяти- краткосрочная и несколько типов: эмоциональная- запоминание пережитых чувств

Вдохновения, радости, печали, ужаса и подобных состояний, двигательная, выражающаяся, в запоминании различного рода движений, образная, или зрительная, слуховая, вкусовая и подобные виды памяти, характеризующиеся запечатлением образов предметов, воспринимаемых через различные органы чувств; и наконец, словесно-логическая память - запечатление и сохранение мысли, обозначенной словами. Установлено, что у разных людей может в какой-то степени преобладать тот или иной тип памяти. Однако при этом у любого человека словесно-логическая память занимает ведущее положение.

О физиологических механизмов памяти и ее процесса можно было создать общее представление только после того, как И.П. Павловым был открыт феномен условного рефлекса и сформулированы закономерности, по которым он вырабатывается. Доказано, что запоминание любых образов, представление, впечатлений есть сохранение временных нервных связей. При этом, временным связям, как общему механизму условных рефлексов, придается широкое значение. Считается, что они могут образовываться не только в результате непосредственного взаимодействия элементов внешней и внутренней среды , являющихся физиологическим механизмом этих психических явлений(образа, представления, впечатления), но и благодаря опосредованию из через слова.

Образовавшиеся временные нервные связи после более или мене длительной тренировки сохраняются в течение значительного интервала времени или даже всей жизни организма. Это и есть не что иное, как память на прошлые события. Некоторые временные связи могут храниться довольно долго, даже если они не тренируются. Известны случаи, когда старый человек помнит слова языка, выученные в детстве хотя всю жизнь он говорил на другом языке. Длительно сохраняющиеся профессиональные навыки , а если они и несколько ослабевают со временем, то для их восстановления требуется немного усилий. Каким образом временные связи так долго хранятся в памяти, до сих пор неизвестно. / Вартанян Г.А., Локов М.И., Механизмы Регуляции памяти., М.,1986г., с.217/.

Физиологический анализ памяти и явлений, с ней связанных (воспоминание, узнавание, забывание и т.п.), в настоящее время затруднителен. По этому поводу физиологи высказывают только самые общие взгляды. Современно очевидно, что процесс извлечения информации из памяти осуществляется при помощи общих, но избирательно действующих нервных процессов: если возбуждение активирует нужную временную связь , то торможение угнетает те временные связи, которые являются помехой процессу извлечения. При известных обстоятельствах торможение усиливает возбуждение по закону взаимной индукции и тем самым способствует образованию нервной связи. Если надобность в условном рефлексе миновала, то но при помощи тормозного процесса угнетается, а его центральный механизм – временная связь – каким-то образом сохраняется в памяти. Причем возникает явление угашения условного рефлекса, которое представляет собой физиологический механизм забывания. Забывание может быть частичным или полным. Однако в обоих случаях забывания возможно оживление хранящихся в памяти временных связей под влиянием различных обстоятельств, вызывающих сильное воображение головного мозга. Это происходит потому, что забывание есть не полная отмена временных связей, а торможение их, и если повышается противоположный процесс-возбуждения, то они могут быть расторможены. /Греченко Т.Н., Соколов У.Н., Нейрофизиология памяти и обучения., Л.,1987г. с.90/.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе
Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности. Известный ученый Э.Меже ...

Формирование эмоциональной регуляции поведения детей с нарушением зрения с использованием элементов биоигры
Эмоциональная регуляция поведения предполагает, с одной стороны, предоставление ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, их поощрение, с другой стороны – побуждение личности воздерживат ...

Концепция личности Э.Фромма.
Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. В центре внимания теории личности Э.Фромма противоречивость человеческого существования, взятая не в качестве ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru