Человеческое зрение в большой мере определилось геометрической обстановкой, каковую представляют города и поселения, дома, внутренние помещения жилищ, мебель, орудия труда, оружие. Немалую роль в «очеловечевании» зрительного восприятия сыграло изобразительное искусство, сопровождающее человека в течение многих веков. Здесь и восприятие перспективы, и понимание красоты формы и цвета, и восприятие ритма орнаментов, и вообще восприятие гармонии.
Историчность восприятия предопределена тем, что восприятие предмета фактически является включением воспринимаемого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. А эти системы, запечатлевшиеся в речи, есть результат общественно-исторического развития.
Воспринимают предметы не глаз, не ухо, не язык сами по себе. Мир воспринимает человек. Конкретный живой человек с присущими ему интересами, устремлениями, чувствами, характером, темпераментом, объемом знаний и опыта. Все это, естественно, сказывается как на процессе восприятия, так и на его образах – перцептах. Эта зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности называется апперцепцией.
Из слагаемых апперцепций особо важны факторы прошлого опыта, цели деятельности, психологической установки субъекта и его эмоционального состояния. Хорошей иллюстрацией влияния опыта на восприятие служат эксперименты с искажающими очками. Линзы этих очков дают перевернутое изображение предметов. Так вот, предметы, перевернутое положение которых фактически невозможно, через короткое время представляются все-таки в нормальном положении.
Слушая оркестр, мы воспринимаем музыкальное произведение в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Но, поставив такую цель, большинству слушателей это сделать удается. И тогда звук избранного инструмента выступает на передний план, а остальные звуки создают фон, отступают на задний план восприятия.1
Другие материалы:
Познавательный интерес как естественный двигатель
поведения у старших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. имеет значение, важно) — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительно ...
Теории личности зарубежных психологов
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека [1].
В современной психологии выделяют восемь основ ...
Особенности речевого развития детей раннего
возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически ...
