Характеристики восприятия

Материалы » Факторы и психологические механизмы восприятия » Характеристики восприятия

Страница 2

Надо сразу обратить внимание на то, что хотя нагляднее всего это свойство проявляется в зрительном восприятии, но одинаково справедливо для всех модальностей. Так, мы хорошо выделяем речь собеседника из шума улицы, запах букета цветов на фоне кухонных испарений и так далее. Присущая человеку визуализация разных по модальности образов позволяет говорить о доминировании пространственного опредмечивания над временным.

Выделяемый из среды предмет воспринимается как что-то самостоятельное, что-то одно. Таковым этот предмет предстает в нашем сознании благодаря целостности и структурности восприятия. Конечно, исходная причина лежит в целостности самого предмета, но, не обладай наше восприятие способностью отражать это, то есть объединить отдельные признаки предметов, данные нам в ощущениях, в цельную композицию, мы бы имели хаотическую картину мира, состоящую из бессмысленного набора, нерасчлененной мозаики элементов-раздражителей.1

Структурность – свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные элементы и части в единое целое, в единую систему. Структуризируя образ из отдельных элементов, субъект познает внутренние связи в объекте, а, следовательно, приближается к постижению его сущности, его качественного своеобразия.

Целостность – это свойство восприятия, позволяющее принимать предметы или явления как единое целое независимо от количества и свойств входящих в него частей и элементов. В основе лежит интеграционная работа перцептивных систем по объединению и обобщению знаний об отдельных свойствах объекта, данных в ощущениях.

Умение воспринимать предметы в целом, создавая их единый образ, формируется у человека в процессе его деятельности, приходит с опытом.

Вместе структурность и целостность восприятия – это свойство обеспечивающее отражение в перцептивном образе взаимосвязи между частями и целым в воспринимаемых объектах. Часто структурность и целостность рассматривают как диаду – две стороны одной медали. Однако представляется, что целостность – характеристика более высокого уровня, синтезирующая в себе не только структурность, но также предметность и константность.

Не менее важным фактором выступает эффект влияния целого на восприятие входящих в его состав элементов, что ярко проявляется в зрительных иллюзиях.

Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия. В основе эффекта лежит способность перцептивных систем компенсировать изменения условий восприятия, в результате чего объекты в нашем субъективном поле остаются тождественными самим себе в любых обстоятельствах. Это свойство обычно относят к зрительному восприятию, оно касается постоянства величины, формы и цвета. Хотя можно отнести его и к другим модальностям.

Пример константности можно привести такой, если мы удалим спичечный коробок от глаза, то на сетчатке будет его уменьшенное изображение (проекция), но мы, тем не менее, воспринимаем его в таких же размерах, что и прежде.

Не будь у нас такой способности – при всяком движении, перемене освещения, изменении расстояния изменялись бы все признаки, по которым человек узнает предметы. Мы бы перестали воспринимать мир устойчивых вещей, восприятие бы не могло служить надежным средством познания действительности. Однако благодаря константности восприятия нам удается преодолеть все искажения ближнего стимула, и мы адекватно реагируем на внешний мир.1

Это свойство восприятия демонстрирует наличие в природе тенденции устойчивости (диалектически уравновешивающей тенденцию изменчивости) и иллюстрирует действие научных принципов познания (в первую очередь принципов инвариантности, относительности, соотношения неопределенностей).

Считается, что это свойство не врожденное: оно развивается в практической деятельности. В основном у человека это свойство формируется к двум годам, хотя и до 14 лет еще прогрессирует.

Экспериментально установлено, что постоянство величины, формы и цвета имеется у животных. Оно является необходимым условием адекватной ориентировки в окружающем мире. В пользу приобретаемости, а не врожденности этого свойства говорят и многочисленные свидетельства из клинической практики. Например, ослепшие в детстве люди, которым в зрелые годы удалось вернуть зрение, долгое время воспринимают удаленные предметы как маленькие.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru