Если сравнивать различных людей по темпераменту, то обнаруживается, что существуют очень многочисленные группы людей со сходными свойствами темперамента. Отсюда еще в I в. до н.э. возникло предположение, что существуют несколько различных типов темперамента.
Под типом темперамента при этом понималась определенная совокупность психических свойств, характеризующих какую-то многочисленную группу людей.
После того как в психологии научились измерять некоторые свойства темперамента по их внешним проявлениям, обнаружилось, что такое представление о типах темперамента очень упрощенно. Степень сходства между свойствами зависит от единицы измерения. Едва ли найдутся два человека на свете, у которых свойства темперамента были бы совершенно одинаковы. Поэтому неизвестно, какая степень сходства нужна для того, чтобы причислить человека к определенному типу темперамента. Некоторые зарубежные психологи полагают, что «тип темперамента» вообще не является научным понятием.
Преодолеть такую субъективность возможно только в том случае, если под типом темперамента понимать не простую совокупность свойств, общих у определенной группой людей, а закономерную, необходимо взаимную связь этих свойств.
Такая закономерная взаимосвязь свойств, характеризующая тип темперамента, проявляется различным образом.
Некоторые свойства темперамента мы можем измерить по какому-либо его внешнему проявлению. Например, степень импульсивности (подвижности) человека можно измерить по тому, сколько времени у него требует выбор одного из двух возможных простых движений по сравнению с движением без выбора. Если измерить таким образом несколько свойств темперамента, то обнаруживается, что, чем большим числом выражается одно свойство, тем большим, или наоборот, тем меньшим выражается другое свойство. Или же оказывается, что числа, выражающие разные свойства, могут у различных людей одного и того же типа быть различными, но определенное их математическое соотношение остается постоянной величиной, подобно тому как дробь остается постоянной при умножении числителя и знаменателя на одно и то же числа.
Взаимная связь свойств, характерная для каждого типа, проявляется и в том, что качественная характеристика каждого отдельного свойства, зависит от всех остальных свойств типа темперамента. Как выше указывалось, не существует несдержанности и сдержанности вообще как свойства темперамент, для одного типа темперамента несдержанность – это странная безудержность, для другого – это истерическая неуравновешенность. Для одного типа сдержанность – это эмоциональная уравновешенность, для другого – это невозмутимость и солидность.
Такое понимание типов темперамента как закономерного соотношений между психическими свойствами, близко к первоначальному смыслу этого понятия, впервые введенному греческим врачом Гиппократом. Он обозначил это понятие словом красис, что соответствует латинскому temperamentum и обозначает пропорцию, соотношение.
Типы темперамента, физиологически обусловлены общими типами нервной системы, вслед за И.П. Павловым принято называть гиппократовскими типами и обозначать их соответствующими терминами, введенными Гиппократом, - сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Однако благодаря новым психологическим понятиям, эти данные понятия приобрели новые значения. Прежде всего нет оснований утверждать, что существует только четыре обусловленные ими типа темперамента. То, что мы сейчас называем гиппократовскими типами, это лишь некоторые из возможных типов, которые в наибольшей степени соответствуют имеющимся психофизиологическим данным. Кроме того, новые факты требуют пересмотра самой психологической характеристики гиппократовских типов. Эта характеристика во многом отличается от прежних хПсихологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными свойствами:
1. Сензативность. О ней мы судим по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать какую-либо психическую реакцию у человека. Сюда относится наименьшая сила раздражителя, необходимая для возникновения ощущения (низкий порог ощущений), или наименьшая степень неудовлетворенности потребности, причиняющая тем не менее страдания.
Другие материалы:
Управление конфликтом
Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - ...
Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в
самообразовании на различных этапах урока
Итак, учитель пришел на урок. Он хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока. Но, как это нередко бывает в педагогической практике, учитель, особенно начинающий, затрудняется в быст ...
Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической
культуры детей
Мир детства – особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. [24]
Научиться понимать состояние души ребен ...