Результаты исследования показали: что высокий уровень эмоционального выгорания проявляется у 60 % испытуемых. При этом 70 % исследуемых наиболее часто отмечали такие симптомы как: усталость, чувство истощения, бессонница, частые головные боли. Все перечисленные симптомы относятся к физической группе симптомов. Математический анализ результатов с помощью параметрического критерия различий t-критерий Стьюдента показал, что:
обнаружены достоверные различия в фазе «Напряжение» между группами испытуемых, имеющих различный стаж работы (стаж в первой группе 0-10 лет; во второй группе 10-20 лет); при увеличении стажа работы, увеличивается уровень эмоционального выгорания.
обнаружены достоверные различия в фазе «Напряжение» между группами испытуемых, имеющих различный возраст (в первой группе испытуемые в возрасте до 30 лет, во второй группе - старше 30 лет); у испытуемых в возрасте до 30 лет уровень эмоционального выгорания ниже, чем у испытуемых старше 30 лет.
обнаружены достоверные различия во всех фазах, а также в общем результате по методике между группами испытуемых, имеющих различный уровень образования (в первой группе испытуемые со средне-специальным образованием, во второй группе с высшим образованием); у испытуемых со средне-специальным образованием уровень эмоционального выгорания выше, чем у испытуемых с высшим образованием.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень эмоционального выгорания среди специалистов, практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям, достаточно высок подтвердилась. Однако гипотеза №2 о том, что у специалистов со сформировавшейся фазой «Истощение» наиболее ярко проявляются симптомы, относящиеся к эмоциональной и поведенческой группам симптомов не подтвердилась. В ходе исследования выяснилось, что наиболее ярко проявляются симптомы, относящиеся к физической группе симптомов.
Другие материалы:
Вывод
Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций - единого мнения не существует. Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций. В биологических теориях эмоций, источник возни ...
Системный подход и теория функциональных систем
Системный подход - не новость в науке, в частности в психологии. И до начала 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время, очевидно, что понимание системност ...
Психологическая характеристика видов умственной
отсталости у детей
Понятие «умственно отсталый ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Понятие «умственно отсталый» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразви ...