Результаты исследования показали: что высокий уровень эмоционального выгорания проявляется у 60 % испытуемых. При этом 70 % исследуемых наиболее часто отмечали такие симптомы как: усталость, чувство истощения, бессонница, частые головные боли. Все перечисленные симптомы относятся к физической группе симптомов. Математический анализ результатов с помощью параметрического критерия различий t-критерий Стьюдента показал, что:
обнаружены достоверные различия в фазе «Напряжение» между группами испытуемых, имеющих различный стаж работы (стаж в первой группе 0-10 лет; во второй группе 10-20 лет); при увеличении стажа работы, увеличивается уровень эмоционального выгорания.
обнаружены достоверные различия в фазе «Напряжение» между группами испытуемых, имеющих различный возраст (в первой группе испытуемые в возрасте до 30 лет, во второй группе - старше 30 лет); у испытуемых в возрасте до 30 лет уровень эмоционального выгорания ниже, чем у испытуемых старше 30 лет.
обнаружены достоверные различия во всех фазах, а также в общем результате по методике между группами испытуемых, имеющих различный уровень образования (в первой группе испытуемые со средне-специальным образованием, во второй группе с высшим образованием); у испытуемых со средне-специальным образованием уровень эмоционального выгорания выше, чем у испытуемых с высшим образованием.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень эмоционального выгорания среди специалистов, практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям, достаточно высок подтвердилась. Однако гипотеза №2 о том, что у специалистов со сформировавшейся фазой «Истощение» наиболее ярко проявляются симптомы, относящиеся к эмоциональной и поведенческой группам симптомов не подтвердилась. В ходе исследования выяснилось, что наиболее ярко проявляются симптомы, относящиеся к физической группе симптомов.
Другие материалы:
Сущность и содержание исследования личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с нарушением интеллекта
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследова ...
Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в
самообразовании на различных этапах урока
Итак, учитель пришел на урок. Он хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока. Но, как это нередко бывает в педагогической практике, учитель, особенно начинающий, затрудняется в быст ...
