В процессе расследования при установлении мотивов, целей, способов преступного деяния, личностной ответственности субъекта преступления необходимо исходить из комплекса психологических основоположений:
Поведение человека реализуется в форме простых и сложных действий, имеющих различную структурную организацию; развернутая осознанная мотивация присуща лишь сложным действиям; только заранее продуманные сложные действия регулируются мотивами – понятийно осознанным обоснованием личностного смысла данного действия; вербальное выражение мотива, как правило свернуто; мотивировка (последующее осмысление поведения) может быть не адекватной, а в ряде случаев она приобретает личностно-защитный характер; простые волевые действия, как правило, имеют установочный характер.
Мотивация – побуждения к конкретному действию имеют сложную системную организацию; в свете современной психологической концепции поведение человека регулируется целостной психической системой личности; в детерминации поведенческого акта участвует вся личность действующего субъекта, а не только его сознание; личность выступает при этом как интеграция сознательной и подсознательной сферы индивида.
Человеческое поведение обычно не бывает прямым следствием непосредственно действующих факторов. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему внутренних условий. Поэтому нельзя абсолютизировать ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности. Ни одно внешнее обстоятельство и ни одно внутреннее обстоятельство сами по себе не порождают поведенческого акта. Сводить преступление к определенному «набору» причин методологически неверно, ибо в этом случае пришлось бы признать и вытекающий отсюда тезис – при определенной совокупности причин преступление неизбежно.
Другие материалы:
Влияние эмоциональных отношений родителей на
формирование у детей в ранние годы черт будущих женщин и мужчин
С первых дней жизни ребенок развивается как социальное существо и его семья - первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности. Многие проблемы семьи возникли не вчера. Им уделяли внимание ведущие педагог ...
Стресс в профессиональной деятельности учителя
Профессия учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на ...
Особенности
коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта
Психологическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором псих ...