Функции эмоций. Победительная функция эмоций

Материалы » Управление эмоциональным состоянием ученика » Функции эмоций. Победительная функция эмоций

Страница 1

Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его основа определяется латинским словом movere – смещать, двигаться.

Биологическое никогда не исчезнет в человеке, как не исчезнут радости его существования, связанные с удовлетворением элементарных жизненных потребностей: в хорошей пище, чистом воздухе, потребности в общении, в любви. Эти радости являются для человека источником положительных эмоций. Но человеку приходится встречаться и с угрозами внешнего мира, природными влияниями, хищниками, враждебными по отношению к нему. Тогда человек испытывает ощущения неприятные, от которых он хочет избавиться. Эти ощущения дают ему отрицательные эмоции, на борьбу с трудностями, их преодоление или избегание.

Важность эмоций в познавательных процессах подчеркивают все исследователи, их изучающие (3, 5, 6). Учеба в школе является ярким примером познавательной деятельности. Тем не менее, психологические работы по учебной деятельности в условиях учебных заведений, школ и вузов обращают в первую очередь на процессы восприятия информации, внимание, память (6).

Физиологи активно изучают физиологические механизмы адаптации к учебным нагрузкам, также оставляя вопросы эмоций вне границ своих интересов ( 1 ). Очевидно, такой подход связан, прежде всего, с трудностью объективной регистрации эмоционального состояния. Но любой ученик, желающий максимально использовать обязательные годы учебы в школе уже к старшим классам понимает, что должен найти внутри себя мотор, заставляющий учиться дальше, делающий учебу легче, позволяющий справляться с нежеланием порой учиться. Он должен не только тренировать свои органы чувств, внимание, память, но еще уметь культивировать внутри себя положительные эмоции, управлять своим эмоциональным состоянием и извлекать пользу из эмоций отрицательных. Ведь ощущение самодостаточности и саморазвития, гордость перед другими радость открытия – эмоции положительные, наполняющие жизнь смыслом.

Отрицательные эмоции тоже подталкивают к учебе: боязнь получения плохих оценок, страх провала на экзаменах, зависть к успехам других. Да еще здоровье необходимо сохранить, не подтачивать его излишним эмоциональным напряжением.

Академик П.В. Симонов ( 8 ) выделяет у эмоций , помимо побудительной, еще следующие функции:

Отражательная функция.

Выражается в оценке событий и мира в целом. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного действия. Если нам что-то нравится или не нравится, то такое эмоциональное отношение предшествует сознательному анализу. Эмоции это не что иное, как отражение души нашей, и “ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, а всего содержания души нашей .” (К.Д. Ушинский).

Переключающая функция.

Она состоит в том, что эмоции часто побуждают человека к изменению своего поведения. Эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, направляют человека или действовать в прежнем направлении, или менять тактику поведения и само поведение, средства достижения цели.

Подкрепляющая функция

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Системный подход и теория функциональных систем
Системный подход - не новость в науке, в частности в психологии. И до начала 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время, очевидно, что понимание системност ...

Тревожность как философский и психологический феномен
Тревожность в современном мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными. С одной стороны, как указывали Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая ха ...

Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство. А.А.Леонтьев З ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru