Типизация «трудных» детей и подростков.

Материалы » Трудные дети: кто они, причины появления » Типизация «трудных» детей и подростков.

Страница 2

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

Впоследствии социологическую теорию развивали Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей[15].

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей[16].

Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:

· Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

· Неблагоприятная наследственность

· Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

· Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

· Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

· Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

· Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

· Педагогическая запущенность[17]

Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Типы характера
Характер авторитарный – термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойст ...

Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях физической культурой и спортом
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков: – слабое физическое развит ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Фрейда рассматривает преимущественно негативные эмоционадьные проявления. Это исходит из того, что они порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода эм ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru