Интересно отметить, что тревожным подростком мать чаще воспринимается как принимающая, заботливая, но одновременно ненадежная и доминантная, а отец – как требовательный, принимающий, но доминантный и ненадежный. Эмоционально же благополучный подросток в основном воспринимает мать как принимающую, заботливую и сочувствующую, а отца – как принимающего, заботливого, но требовательного.[10]
Таким образом, родители в восприятии тревожных подростков отличаются непредсказуемостью и доминантностью, а также более слабой по сравнению с их эмоционально благополучными сверстниками выраженностью принятия и заботы со стороны отца. Тревожные подростки в большей степени, чем их эмоционально благополучные сверстники, фиксируются на негативных характеристиках родителей и своего отношения к ним в этой группе также более конфликтной оказывается фигура отца.[11]
Итак, в подростковом и раннем юношеском возрасте с тревожностью обнаруживаю связь в основном те же самые характеристики семейного воспитания, что и на более ранних этапах, – непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности, – с одной стороны, и их авторитарная, доминантная позиция – с другой. В переживаниях тревожных школьников выраженными оказываются чувства собственной зависимости и вины и невыраженным – чувство защищенности.
Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой – все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.
[1] Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
[2] Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996.
[3] Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. N 2. 1998. С. 11 – 17.
[4] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. М., 1990.
[5] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. М., 1990.
[6] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подросков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. С. 179.
[7] Там же. С. 181.
[8] Там же. С. 184.
[9] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подросков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. С. 186.
[10] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подросков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. С. 188.
[11] Там же. С. 190.
Другие материалы:
Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства ма ...
Специфические черты
личности подростка, склонного к употреблению алкоголя
В основном речь идёт о таких свойствах, как нервозность, эмоциональная незрелость, отсутствие контроля над своим поведением, неумение удовлетворить свои потребности, ложная система ценностей. Подростки, у которых под влиянием семьи, школы ...
Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности
Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкрет ...