Факторы, определяющие специфику отцовства

Материалы » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Факторы, определяющие специфику отцовства

Страница 5

В исследовании П. Поповой (1989) были выявлены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной:

· уважение и привязанность к отцу со стороны матери,

· особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом,

· возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать),

· участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества,

· участие отца в родах.

Принятие роли отца оказывает влияние на операциональный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие ученые говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней [3].

Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половины беременности жены и нередко растягивается на весь первый год жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоционально-позитивной связи отец-ребенок отец как можно раньше должен быть вовлечен в процесс общения с ребенком начиная еще с периода его внутриутробного развития. В последствие в отцовство включается значительное разнообразие параметров участия отца в воспитании ребенка, например (Карабанова О.А., 2005):

· доступность, т.е. присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему;

· включенность в совместную деятельность, что может включать в себя прямые контакты, уход отца за ребенком, процесс совместного выполнения какой-либо деятельности;

· ответственность, предполагающая как финансовое и материальное обеспечение ребенка, так и организацию образовательно-воспитательной среды, общение с учителями;

· мониторинг, т.е. информированность о занятиях ребенка, его местонахождении, интересах, желаниях и потребностях.

Если в процессе воспитания отец старается соблюдать все вышеперечисленные требования, то его участие в жизни ребенка является активным. Доказано, что активное участие отца в воспитании способствует формированию надежного типа привязанности, благополучному эмоциональному развитию ребенка (Карабанова О.А., 2005).

Учитывая особенности отцовской любви, можно говорить, что в своем развитии она проходит следующие этапы:

· Готовность любить. Для ее формирования основную роль играют переживания детства, особенности родительских позиций семье отца. Готовность к подобным чувствам у мужчин возникает гораздо позднее, чем у женщин и не определяется физиологическим созреванием.

· Любовь-ожидание. Включает в себя ожидания, связанные с зачатием ребенка, с образом будущих наследника или наследницы. Продолжается этот этап до того момента, когда отец впервые увидит своего отпрыска. Для того чтобы мужчина полюбил своего ребенка еще до рождения, он должен наполнится состоянием ожидания.

· Послеродовая ригидность. Возникает как результат отсутствия ощущения тесной взаимосвязи с ребенком. Взаимодействие с младенцем на первых порах ограничивается удовлетворением его физиологических потребностей, которыми, как правило, занимается мать. Так как потребность в детях у отца выражена меньше, чем у матери, то в возне вокруг младенца ему нередко видится нечто неприличное, в связи с чем время, с ним проведенное, отцы часто считают непродуктивным. Им нужны достижения ребенка, чтобы появился повод его любить, а до этого отношение к малышу порой сводится к элементарному самовнушению: "Ты должен любить его! Это же твой ребенок!".

· Заинтересованное наблюдение. Когда с младенцем можно играть и общаться, отцовское чувство становится более эмоциональным. Маленькие достижения ребенка значительно обогащают его положительными переживаниями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой
Одним из наиболее действенных средств формирования этнокультурной идентичности детей является игра с игрушкой. «Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отнош ...

Толерантность и конфликт в системе «Я и другие»
В процессе своего развития человек, как известно, присваивает общественно значимые ценности, социальные нормы и установки. Каждый, входя в этот мир, сразу же соприкасается с культурой данного общества. Как отмечает В.С. Мухина, «человечес ...

Межличностный конфликт на внутриличностной основе
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величи ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru