Бесспорно, личность каждого подростка индивидуальна, но и в ней проявляются закономерности общие как для всех несовершеннолетних в целом, так и для их определенных социальных групп. Учитывая это, можно определить, что в личности, как в любом объекте исследования, проявляется единство общего, особенного и индивидуального.
Одной из индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, как и любого человека иного возраста, является темперамент. В науке этим термином обозначают "характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности – темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей)". Иными словами, это "совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении"[1].
Цель контрольной работы: изучить типы темперамента несовершеннолетних.
Задачи работы:
Провести анализ учебной и специальной литературе;
Подробно раскрыть содержание типов темперамента применительно к несовершеннолетним;
Рассмотреть особенности различных типов темперамента.
1. Типы темперамента несовершеннолетнего
Темперамент - это врожденные характеристики человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.
Можно выделить следующие признаки свойств темперамента:
1) их обусловленность свойствами нервной системы;
2) психологические признаки: постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы:
сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций;
регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования) [2].
Такой научный подход сохранял свою правомерность и объективность как в начале нынешнего века, так и в последнее время. Он учитывал все положения и выводы психологии, которые соответствовали времени и уровню ее развития. Это касалось и учения о перечисленных четырех типах темперамента, которое своим рождением восходит к Гиппократу, т.е. к IV – V векам до н.э. За период своего существования оно долго не претерпевало каких-либо серьезных изменений и лишь в XVIII веке было систематизировано немецким философом Иммануилом Кантом.
Холерик - это человек, нервная система (н/с) которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Сведя особенности несовершеннолетнего холерика к набору качеств, можно написать следующее.
Холерик:
1) неусидчив и суетлив;
2) невыдержан и вспыльчив;
3) резок и прямолинеен;
4) решителен и инициативен 5) упрям;
6) находчив в споре;
7) работает рывками;
8) склонен к риску;
9) незлопамятен и необидчив;
10) обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
11) неуравновешен и склонен к горячности;
12) агрессивный забияка; 13) нетерпим к недостаткам; 14) обладает выразительной мимикой; 15) способен быстро действовать и решать; 16) неустанно стремится к новому; 17) обладает резкими, порывистыми движениями; 18) настойчив в достижении поставленной цели; 19) склонен к резким сменам настроения.
Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Другие материалы:
Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта
К функциональным последствиям конфликта относятся:
- Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям.
- Конфликт ...
Гешталь психология глазами современных психологов.
Законы формирования и развития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По Павлову - для формирования сложных понятий требуется серия повторений. Только тогда образ запечалится. По-гештальттеории: сло ...
Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов
среди детей школьного возраста
Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участников напряжения (28, с.113). Конфликты бывают: между личностями ( ...