Педагогика и «завтрашний день» ребёнка

Материалы » Типы темперамента детей среднего дошкольного возраста » Педагогика и «завтрашний день» ребёнка

Страница 2

ребенка нормального физического развития, утомляет без всякой пользы его нервную систему, засоряет детскую голову ненужной информацией. Родители пока очень легкомысленно относятся к советам педагогов и врачей. К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Произвольное и непроизвольное внимание чередуется, переходит одно в другое. Слабо развиты у детей такие свойства внимания, как распределение и переключение. Отсюда — большая неусидчивость, отвлекаемость, рассеянность.

Ребенок дошкольного возраста уже многое знает и может. Но не следует переоценивать его умственные возможности, умиляясь, как бойко он произносит замысловатые выражения. Логическая форма мышления ему почти недоступна, точнее еще не характерна для него. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.[7]

Большую роль в умственном развитии ребенка играют математические представления. В последние десятилетия мировая педагогика, разрешая вопросы обучения детей шестилетнего возраста, обстоятельно изучила многие аспекты формирования логических, математических и вообще абстрактных представлений.

Оказалось, что для верного их понимания детский ум еще не созрел, хотя при правильно выбранных методах обучения ему доступны многие формы абстрактной деятельности. Существуют так называемые «барьеры» понимания, над изучением которых много трудился известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. В игре дети способны без всякого обучения усвоить понятия о форме предметов, величине, количестве. Но без специального педагогического руководства им трудно перешагнуть через «барьеры» понимания отношений. Например, дети не могут сообразить, где больше по величине, а где больше по количеству. На двух листочках нарисованы груши. На одном семь груш, но они очень маленькие и занимают только половину листочка. А на другом — три груши, но они большие и занимают весь листок. На вопрос — где больше груш? — большинство детей дает неправильный ответ, указывая на листок с тремя грушами. Этот простой пример обнажает принципиальные возможности мышления. Детей дошкольного возраста можно выучить даже очень трудным и сложным вещам (например, интегральному исчислению), только понимать они мало что будут. Народная педагогика, конечно, знала «барьеры Пиаже» и придерживалась мудрого решения: пока молодой — пусть запоминает, а подрастет — поймет. Вовсе не обязательно тратить огромные усилия, чтобы хоть как-то прояснить в этом возрасте то, что само собой придет со временем. Искусственное форсирование темпов развития ничего, кроме вреда, не дает. К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и желаний, то поступки пяти-шести летнего ребенка более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, которых у него еще не было в раннем детстве. Они связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Немаловажную роль играет стремление получить одобрение родителей, воспитателей, а также завоевать симпатию сверстников. Мотивом деятельности многих детей выступают личные достижения, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях на главные роли в играх, в желании побеждать в соревнованиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru