Структура конфликта. Конфликтная ситуация

Материалы » Типы поведения участников конфликтной ситуации » Структура конфликта. Конфликтная ситуация

Страница 1

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, состав¬ляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, поря¬док расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому се¬бе.

Структура конфликта включает:

1) конфликтные отношения;

2) конфликтные противоречия;

3) конфликтные причины;

4) участники конфликта;

5) объект и предмет.

Конфликтные отношения - форма и со¬держание взаимодействия между субъектами, их дейст¬вия для завершения конфликта. Конфликтные противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противополож¬ных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обостре¬нию противоречий, возникновению конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликт¬ных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов (13, с. 60). Участников конфликта часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участ¬ников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая пер¬вой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта.

Выделяют такую характеристику участника конфликта, как его ранг. Ранг — это уровень возможностей участника по реализации своих целей в конфликте, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт. В число участников конфликта входят субъекты, кото¬рые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели, пособники и организаторы. Подстре¬катель — лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может за¬тем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спрово¬цировать, развязать конфликт и его развитие. Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. Организатор — лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обес-печения и охраны участников, и др. (8, с.107).

Одним из непременных элементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Объектом конфликта может быть материальный ресурс, соци¬альная власть или духовная идея (норма, принцип), ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет процесс решения проблемы (22, с.34).

Предмет конфликта - это воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство (3, с. 254). Предметом конфликта может быть конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил (16, с. 141). Предмет конфликта, как правило, связан целями конфликтующих сторон, однако, не все цели в конфликте связаны с предметом конфликта (5, с. 158).

Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:

1) 1-я стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженно¬сти в отношениях;

2) 2-я стадия - обострение противоречий, устойчивый не¬гативный психологический фон в отношениях; постоян¬ная негативная, порой агрессивная конфронтации;

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Толерантность и стрессоустойчивость
В условиях модернизации школьного образования, появления новых тенденций, которые выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование про ...

Профессионально значимые качества психолога.
Профессиональная деятельность человека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. Предметом профессиональной деятельности психолога является психическая реальность чело ...

Виды социально-психологических тренингов
Конечно же, невозможно за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из участников «мастеров общения» или «гроссмейстеров влияния». Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нель ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru