Типы поведения участников конфликтной ситуации

Материалы » Типы поведения участников конфликтной ситуации

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффек¬тивного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия про¬являют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, и острой потребнос¬тью различных общественных структур, и отдельных людей в практической помо¬щи в разрешении конфликтов.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирова¬на и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходи¬мость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществле¬ния контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследова¬тельской и практической работы в области конфликтов. Конфликт стал реальностью нашей жизни, он порождает проблему его эффективного управления во всех областях проявления.

Для развития конфликта важными являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Поэтому одним из центральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и типы поведения людей в конфликтных ситуациях. Сложность изучения данного вопроса состоит в том, что трудно проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации.

Сегодня каждому человеку важно знать свой собственный стиль поведения, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта, чтобы не допустить возникновение конфликта, успешно его разрешать. В определении этих стилей и их наиболее эффективном использовании людям могут помочь профессиональные психологи.

В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, K. Tомас, К. Томпсон, К. Хорни, К. Юнг), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, С.И. Ерина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, Т.И. Марголина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, В.А. Хащенко, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов). Все теории конфликта в чистом виде поддерживаются достаточно искусственно.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.

Объект исследования - конфликтные ситуации.

Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.

Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.

Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:

1) провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта;

2) изучить конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте;

3) провести эмпирический анализ моделей поведения личности в конфликте.

Конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единой методологии, как в исследованиях, так и в практическом их регулировании. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Но все эти методы не всегда способны обеспечить психологов надежной информацией. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получи¬ли опросные методы.

Конкретными методиками, использованными в работе, являются: тест К.Томаса «Стиль конфликтного поведения», тест «Тактика поведения в конфликте».


Другие материалы:

Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста
Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участников напряжения (28, с.113). Конфликты бывают: между личностями ( ...

Типы средовых влияний
Выделение типов средовых влияний. Одна из возможностей, предоставляемых возрастной психогенетикой, заключается в выяснении вопроса о том, происходит ли с возрастом смена типов средовых влияний на индивидуальные различия. Важным достоинств ...

«Игры, изменяющие сознание» и «игры магического действия»
Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru