Мышление и сознание

Материалы » Технология мышления » Мышление и сознание

Страница 6

Достаточно очевидно, что при принятии за основу условной технологической линии, самих направленностей процесса могут быть две: либо от единичных случаев, фактов – к общему, новому выводу, понятию, либо наоборот: от общего и целого – к его отдельным составляющим. Это, что немаловажно, находится в полном соответствии и с логикой, и с философией: первому типу направленности мышления соответствует термин “индукция”, а второму – “дедукция” или дедуктивное мышление.

Если абстрактным мыслям предшествовали простые и конкретные, то что предшествовало этим простым и конкретным мыслям? В ретроспективе различным этапам эволюции сознания должны соответствовать и разные уровни обработки (осмысления) информации: абстрактные мысли, конкретные мысли, эмоции, условные рефлексы, безусловные рефлексы. Вполне логично предположить, что сами способы процессов мышления, соответствующие разным уровням сознания, должны иметь много общего между собой. Кроме того, они должны быть основаны на одном и том же принципе. Такое предположение позволяет сохранить эволюционную преемственность в развитии сознания человека. С другой стороны, достаточно очевидно, что цели обработки информации на разных уровнях сознания значительно отличаются – для глубинного сознания ни к чему абстрактные мысли, так же как и интеллектуальному сознанию вовсе не нужна “технология” для обработки информации по поводу регулирования системы пищеварения или внутренней секреции.

Процессы осмысления информации на уровне эмоционального сознания доступны нам в ощущениях и в основном воспринимаются нами именно как чувства[71], но не как мысли, которые мы можем легко выразить словами. Как раз наоборот – эмоции выразить словами крайне трудно: как выразить словами печаль, тоску, страх или радость[72]? Только с помощью каких-то метафор, косвенных сравнений, рассчитанных на то, что другие люди имеют какой-то похожий собственный опыт и смогут понять такие сравнения. Сравните: если человек рассматривает альбом или подборку фотографий красивых, полураздетых женщин, то никакие комментарии, пояснения или подписи под снимками ему, в общем-то, не нужны – ему нравятся стройные фигуры, красивые лица или соблазнительные, игривые позы – процесс осознания на эмоциональном уровне вполне может обходится и без “озвучивания чувств или желаний” в виде мыслей. Хотя он часто и сопровождается комментариями интеллекта типа: “Ах, какая женщина! Мне б такую .”

Любопытно и еще одно наблюдение. В чем разница восприятия, скажем, от прочтения романа А. Дюма “Граф Монте-Кристо” и от просмотра одноименного художественного фильма? Ведь, несомненно, такая разница должна быть. И, думается, в первую очередь это будет связано с уровнями восприятия (осмысления): во втором случае непосредственное восприятие идет сразу на двух уровнях сознания – на эмоциональном и интеллектуальном (мы не только слышим диалоги или размышления героев, но и видим их костюмы, внешность, интерьеры помещений, виды города или природы .), а в первом – эмоциональное восприятие носит не прямой, а косвенный характер: ведь роман изложен в виде большого набора связанных между собой мыслей, которые каждый человек будет по-своему “трансформировать” в эмоции (чувства и желания). Другими словами, при чтении романа эмоциональному восприятию предшествует интеллектуальное (и в какой-то степени препятствует ему – чтобы “почувствовать”, сначала нужно понять) и это хорошо согласуется с действительностью. Абсолютное большинство людей предпочитает смотреть фильмы, а не читать книги: преимущественно эмоциональный способ восприятия более комфортен и менее утомителен.

Сравните: даже прочитать одну небольшую по объему книгу за один раз – дело довольно трудное и утомительное, а вот просмотреть два или три фильма подряд оказывается значительно более легким и приятным занятием[73]. Видимо, по этой же причине в детских книжках обычно много красочных иллюстраций, а такой жанр, как мультипликация, вообще может обходится без слов, представляя развитие событий как серию зрительных образов или видеоряд. Здесь же следует искать причину популярности музыкальных клипов или комиксов для детей и взрослых.

Косвенным образом это указывает на две основные причины такого пристрастия людей. Во-первых, как уже было сказано, основные интересы человека лежат именно в эмоциональной, а не интеллектуальной сфере – в целом, это характерно для всех людей, а во-вторых, это является следствием неразвитости интеллектуального сознания детей (из-за их возраста – интеллектуальное сознание находится еще в процессе становления) и взрослых (из-за ограниченности интересов или кругозора, нежелания самостоятельно думать – многие считают такое занятие скучным и утомительным). Хотя, конечно, есть люди, которые любят читать книги, разгадывать кроссворды или головоломки, решать сложные интеллектуальные задачи, думать или размышлять над чем-нибудь – но таких людей явное меньшинство. В противном случае большинство людей стремилось бы к сложной, творческой работе, для которой важно именно развитое интеллектуальное сознание. Однако на практике очень многие люди вполне довольствуются однообразной, простой, скучной и рутинной работой, которую по разным причинам считают приемлемой для себя .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru