1) «реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);
2) «идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которое человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3) потребность в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).
Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения).
Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признака депрессии.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
Другие материалы:
Девиантное и делинквентное поведение.
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы п ...
Телесно-ориентированная терапия
«Я человек, и надо мне признать, всё в моей жизни человечно…» - эти сроки одного стихотворения я всегда вспоминаю, когда задумываюсь о событиях в своей жизни, о своих чувствах, ощущениях.
Я человек. И по всем биологическим признакам я же ...
Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях "переходный", ...