Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.
В большой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.
Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы.
Во-первых, группа занимает в организации ключевое место. С одной стороны, она – естественная форма объединения индивидов; с другой – структурный элемент для построения организации.
Во-вторых, группа оказывает позитивное воздействие не только на отдельного работника, помогая ему лучше узнать самого себя, приобрести новые навыки, удовлетворить различные социальные потребности; но и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности, появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля. Процессы, вследствие которых все это происходит, Элтон Мейо и Курт Левин назвали «групповой динамикой». Признавая ключевую роль групповой динамики в организационном поведении, разные ученые по-разному трактуют содержание этого понятия.
Одни вкладывают в него формирование группы и управление ею. Другие считают, что она представляет собой набор техник и методик типа групповой терапии, ролевого тренинга и т.п.
Третьи при некотором несовпадении в отдельных деталях придерживаются концепции Элтона Мейо и Курта Левина, согласно которой групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы группы, их характеристик и взаимодействия в них индивидов. Такой взгляд на групповую динамику позволяет более глубоко подойти к ее изучению, поскольку он охватывает широкий круг вопросов. Автор данной работы ставит перед собой цель рассмотреть наиболее важные из них.
Что такое группа и почему люди объединяются в группы?
Ответ на первую часть вопроса является очевидным: группа – это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако всякое ли небольшое объединение людей действительно можно назвать группой?
Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, чтобы они чувствовали свою сопричастность друг с другом.
Следовательно, группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», т.е. как сообщество, к которому они принадлежат.
Такое понимание группы во многом объясняет вторую часть вопроса.
Рассмотрим основные элементы структуры понятия группы: взаимодействие и принадлежность.
Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов. Если их нет, нет и группы.
Следующим условием взаимодействия является схожее отношение членов группы к этим целям и интересам. Индивид Х будет взаимодействовать с индивидом У, если у того и у другого совпадают установки в ценности.
Далее. Чтобы у человека возникло желание установить связь с другими людьми, он должен иметь в перспективе возможность получить в результате взаимодействия определенное моральное или материальное вознаграждение.
Глубокий смысл заложен и во втором элементе структуры понятия группы.
Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать ее естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.
Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в:
· общении,
· самоуважении,
· безопасности,
· усилении власти,
· получении определенного общественного статуса,
· достижении социальных, экономических и других целей.
Другие материалы:
Социальные факторы
Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство ...
Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях
физической культурой и спортом
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков:
– слабое физическое развит ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с нарушением интеллекта
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследова ...