Заключение.

Материалы » Факторы возникновения непонимания в семейных отношениях » Заключение.

Страница 1

Проблема непонимания в супружеских отношениях, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.

Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем. Конечно, крайне трудно предвидеть, какие именно аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в ближайшее время в центре внимания исследователей. Предсказания достаточно авторитетных международных источников указывает в качестве наиболее вероятных, с точки зрения приоритетности, на темы, связанные с нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки, браки по расчету, браки по контракту), с обеспечением качества брака и на ряд других. Такие прогнозы вызваны определенными изменениями, происходящими сейчас с самим институтом семьи.

Наиболее важным, с точки зрения авторов спецпрактикума по социальной психологии является факт изменения отношений между семьей и личностью. Если раньше включенность в семью была необходимым фактором социального и даже физического выживания, то сейчас это обеспечивает удовлетворение других, более высоких потребностей. Относительная свобода индивида от семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению характера восприятия человеком своих семейных отношений - наиболее важными как субъективно, так и объективно, становятся не родственные, как бы заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между супругами, являющиеся результатом свободного выбора. Именно супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или неспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака. Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления разногласий и выхода из кризиса и т.д.

В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе в эпоху перестройки, одним из главных из них называется гуманизация отношения людей друг к другу. Гуманизация должна охватить как официальные, так и неофициальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в учебных и лечебных учреждениях и еще в большей степени - в семье. И в этом плане на психологическую науку ложится большая ответственность. Она должна через все доступные ей каналы (участие в подготовке и переподготовке врачей, педагогов, руководителей различных рангов, работников сферы обслуживания, народные и родительские университеты, службу семьи и т.п.) давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при проведении досуга и, конечно же, в семье.

Эти знания, сообщаемые психологией массовой аудитории, должны раскрывать особенности межличностного общения людей, относящихся к разным возрастным, половым, профессиональным, национально-этническим группам. Они должны знакомить с ошибками, наиболее часто допускаемыми людьми в ходе общения друг с другом, и показать нам более распространенные психологические причины этих ошибок (например, проецирование себя в другого, стереотипизацию, эффект ореола и др.). Одновременно психологические знания, доводимые до сознания людей, должны содержать информацию о психологических предпосылках успешного общения.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Центральная нервная система – физиологическая основа психики
Мозг — это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. ...

Неофрейдизм
Фрейдовский психоанализ и его варианты, предложенные Карлом Юнгом и Альфредом Адлером породили много критических замечаний и множество попыток его уточнения. Всю совокупность течений, выросших на основе психоанализа, принято обозначать ка ...

Отличие индивидуального стиля от темперамента
Что такое индивидуальный стиль деятельности. Наблюдение за поведением людей показывают, что природный тип темперамента далеко не всегда однозначно проявляется в их деятельности, и особенно в их социальном поведении. Культура накладывает о ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru