Тактические приёмы в стратегии отказа

Материалы » Тактические приёмы в стратегии отказа

Современный мир – мир постоянной неизбежной конкуренции в условиях жёсткой ограниченности материальных ресурсов. Человек в таком мире вынужден каждый день попадать в некомфортные ситуации, связанные с отстаиванием своих интересов: с отказами и с принятием отказов от других людей.

Человек сталкивается с ситуацией отказа при отклонении просьб личностного или делового характера. Любая такая ситуация несёт в себе источник стресса и дополнительных переживаний. Кроме того, просьба или требование может носить манипулятивный характер, что является вдвойне опасным, так как манипуляцию не всегда можно воспринять на сознательном уровне и предпринять действия по нейтрализации негативного влияния.

В связи с этим целесообразно рассмотреть те психологические приёмы, которые следует применять в ситуации отказа, а также техники психологического самосовершенствования, которые сделают данную ситуацию более комфортной как для человека, принимающего отказ, так и для отказывающего.

Таким образом, целью работы является чёткое формулирование психологических техник в стратегии отказа.

Задачами работы являются:

ü определение понятия отказа;

ü определение причин психологического дискомфорта в ситуации отказа

ü формулирование конкретных стратегий поведения в ситуации отказа;

ü изучение психотехник, уменьшающих состояние психологического дискомфорта в ситуации отказа;

ü манипуляция, её определение и способы отказа в ситуации манипулирования.

В психологии отказ — это факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение).

Отказ - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.

Нежелание дать отказ может быть обусловлено многими причинами: боязнь прослыть неотзывчивым, страх обидеть человека, потерять его доверие и т.п.

Когда человек погружается в какое-либо переживание, его подсознание вынуждено направлять часть своей энергии на решение этой внутренней проблемы. В результате, если личность попадает в стрессовую ситуацию, мыслительная и эмоциональная энергия будет постоянно расходоваться на переживания, а не на решение конструктивных задач и жизненно важных вопросов. Таким образом, дискомфортные чувства в результате отказа – неконструктивны.

Как известно, характер человека закладывается в детстве. В результате воспитания можно развить у ребёнка практически любые психологические качества и реакции, как позитивные, так и негативные. К сожалению, не все родители обладают достаточными психологическими знаниями для воспитания ребёнка.. Зачастую, помощь – единственное, за что дети получают поощрение. К сожалению, детям еще трудно понять разницу между жаждой услужить и помочь. Став взрослее, человек инстинктивно ждет за свою услугу награду, как в детстве, но, разумеется, не получает её.

Такое стремление не ложно само по себе. Никто не говорит, что помощь родителям – это плохо, и ребенок должен делать все наперекор родителям, на любую здравую просьбу отвечая резким «нет». Однако ключевую роль в такой ситуации играет мотивация. Не пассивное соглашательство и услужливость, а готовность идти на компромисс и осознанное желание помочь.

Грамотный отказ — действительно настоящее искусство, без которого такие важнейшие сферы современного мира как дипломатия и политика потеряли бы свою эффективность. В бизнесе отказ также ежедневная реальность и условия игры. Именно поэтому сегодня многие кадровые компании и менеджеры по персоналу тестируют кандидатов на вакантные места в том числе и на способность уверенно отказывать.

Основные ошибки и часто возникающие проблемы в ситуации, когда необходимо дать категоричный отказ, таковы:

ü отказ сформулирован невнятно и оставляет у собеседника ложные надежды на положительное решение его вопроса;

ü нечёткое разделение отношений деловой и личной сферы;

ü психологическая неготовность сказать «нет» и избегание ситуации отказа. В данном случае требуется психологическая помощь и осознанная работа над проблемой. Существуют эффективные тренинговые программы, приемы индивидуальной терапии, обучающие преодолевать данный внутренний барьер.

Впрочем, есть небольшой процент людей, физиологически не способных переносить многократно повторяющуюся ситуацию, в которой они вынуждены отказывать. В такой ситуации необходимо обдуманно подходить к выбору профессиональной сферы деятельности, чтобы не подвергать человека каждодневному сверхстрессу;

ü выражение согласия из ложного понимания вежливости, на самом деле не подкреплённое истинным согласием;

ü высказывание отказа в агрессивной категоричной форме;

ü игнорирование возможности найти компромиссное решение.

Практические психологи рекомендуют к применению следующие методики для снижения дискомфортных чувств в ситуации отказа:

1.Повышение собственной психологической устойчивости. Первоначально важно осознать причину появления вины и других некомфортных ощущений. Причина – в зависимости самооценки от другого мнения, от оценки окружающих людей. Особенно от оценки значимых и близких. Поэтому в идеале собственная оценка себя, самооценка должна быть сильнее, чем любое постороннее мнение, даже резко отрицательное. И здесь возникает вопрос – действительно ли наша самооценка высока и действительно ли мы любим себя? И если мы в этом сомневаемся, то первая задача – воспитывать безусловную и не зависящую от внешних обстоятельств любовь к себе. Именно эта любовь дает силы и комфорт в любой ситуации.

2. Методика «Отпустить ситуацию».В ситуации отказа следует принять установку «Никто не обязан быть всегда хорошим для всех». Другими словами, люди не обязаны всегда говорить «Да», «Конечно», «Непременно», «Как замечательно», «Великолепно» и «Мне все очень нравиться». У других людей свои причины для отказа, как правило, совершенно не связанные соппонентом.

3. Игровая методика «Отказываю всем». Настоящий выбор начинается там, где можно спокойно и без внутреннего напряжения как согласиться, так и отказать, решая разумом, а не чувствами. Поэтому в учебных целях полезно поиграть в такую игру. Психологи советуют отказывать окружающим даже без особых причин и необходимости просто так, для тренировки, особенно, если есть существенные проблемы в ситуации отказа. Необходимо использовать эту технику до тех пор, пока не сформируется навык принимать недовольство окружающих с чувством внутреннего достоинства и душевного комфорта.

4. Психологическая методика - игра «Клин - клином». Для тех, кому трудно принимать отказы, рекомендуется специально искать проблемные ситуации, связанные с отказом. Похожая методика часто применяется на тренингах по знакомству участникам: специально дают выполнить много раз обязательное упражнение - подходить к разным девушкам на улице и получать отказ со спокойным чувством и без смущения. Преодолевая психологический барьер смущения, мужчина снижает для себя высоту этого барьера и научается принимать изначально болезненный факт отказа как нейтральное явление природы. Аналогичная методика действенна и в других случаях. Психологи уверяют, что в конце концов к отказам выработается иммунитет.

Другая методика повышения психологической устойчивости при отказе:

1.Принятие психологической установки: «Я имею право на отказ».

2. Тактика: «Поменяться местами с собеседником». При обзоре ситуации глазами просителя ситуация может показаться не такой конфликтной.

3. Объективный анализ необходимости оправдания отказа.

4. Принятие установки на то, что происходит отвергание единичной просьбы, а не человека.


Другие материалы:

Психологические принципы эффективного управления
На сегодняшний день существует несколько вариантов эффективного управления. Постараемся рассмотреть каждый из них: 1. Концепция использования трудовых ресурсов; 2. Технология управления человеческими ресурсами; 3. Гуманистический подхо ...

Основные направления развития Я-концепции у подростков
Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны у человека есть знания о том, каков он в реальности, какими качествами обладает. В психологии такая система представлений о себе называется Я-реальное (понятие Я-реальное — ...

Навязчивые воспоминания травматического события
Феномен навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно DSM-IV, ПТСР развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего событи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru