Сознание и бессознательное

Материалы » Формула любви: теория и методика применения » Сознание и бессознательное

Страница 4

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует, и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Сознание осуществляет самонаблюдение и в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить. Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля.

За сознанием и бессознательным человека закреплен конкретный доминирующий инстинкт, который так или иначе воздействует на поведение человека, определяет его поступки, оказывает определенное влияние на принимаемые решения. Ученые делят людей на семь типов в соответствии с семью доминирующими инстинктами. Обычно у человека доминирует один или несколько инстинктов, остальные выражены слабее и влияют на деятельность личности в соответствующих обстоятельствах. Рассмотрим основные личностные типы и характерные свойства, присущие им.

Эгофильный тип – эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицания риска, тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

Генофильный (от латинского genus – род) тип – сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, сверхтревожность относительно будущего своих детей.

Исследовательский тип – склонность к исследовательской деятельности, склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и других областях, способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к творчеству, самоотверженность в реализации творческих устремлений.

Либеральный (от латинского libertas – свобода) тип – склонность к протесту, бунтарству, предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничения, к цензуре, к подавлению «я»;

Доминантный тип – склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

Дигнитофильный (от латинского diginitas – достоинство) тип – нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Альтруистический тип – доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.

Как бы воспитание и жизненные обстоятельства не подавляли доминирующий инстинкт, он все равно будет оказывать воздействие через свои фундаментальные установки. Более того, в случае вытеснения его в бессознательное он и из неосознанной сферы все равно проявит себя сильно и непредсказуемо. А вот реализация доминирующего инстинкта в образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим принесет удовлетворенность, гармоничность, здоровье.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Типология характеров
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом ...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, опираясь на исследования Б.С. Волкова, Н.В. Волковой [9], В.В. Гербовой [16], А.А. Запорожца [20], М.И. Лисиной [30] и др., нами были разработаны рекомендации для воспитате ...

Психологические особенности конфликтных взаимодействий в организациях
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области психологии конфликтов позволяет говорить о том, что на возникновение конфликтов оказывают влияние личностные особенности. В частности это касается таких личностных особенностей как ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru