Экстраверты характеризуются обращенностью на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе их интересы и жизненную энергию. Им свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерна фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, которым они придают высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Существуют и другие классификации характеров:
– волевой (активный, целеустремленный, деятельный);
– эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний);
– рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).
Но нет универсальной классификации характеров и деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. До сих пор не существует психологического метода, при помощи которого можно было бы объективно диагностировать характер.
Характер формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий. Поэтому по мере того, как складывается определенный образ жизни человека, формируется и сам человек на основе его природных свойств в результате его деяний и поступков. Большую роль играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь. Непосредственно формирование характера происходит в различных группах: семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив. Черты характера зависят от того, какая группа является для личности базовой и какие ценности культивирует в своей среде. Черты характера также будут зависеть от позиции человека в группе, от того, какое положение он в ней занимает.
Темперамент и свойства личности – это врожденные особенности нервной системы, обусловленные биологически и генетически. Это та база, на которой формируется личность как социальное существо, придающая индивидуальность поведению человека, накладывающая отпечаток на весь его облик. Свойства нервных процессов не могут полностью определить поведение человека и его поступки, но, безусловно, оказывают огромное влияние не только на качество жизни, но и на его судьбу. Черты темперамента и свойства личности органически связаны с характером и взаимодействуют с ним в едином целостном облике человека, образуя и отражая его индивидуальность. Характер не является прирожденным свойством личности, поэтому не является постоянным и неизменным. Те или иные свойства характера в определенной степени обусловлены биологическими задатками, но их развитие зависит от общественной окружающей среды, особенно от воспитания в течение первого десятилетия жизни. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы, следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Умело влияя на человека, у него можно развить качества, которые несвойственны его темпераменту и характеру. Темперамент и характер можно скорректировать и в результате самовоспитания. Но о том, стоит ли это делать, мы поговорим позже.
Другие материалы:
Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений
Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей (Э. ...
Тревожность и мотив достижения.
В начале 50-х годов Тейлор и Спенс (J.F. Taylor, K.W.Spence) (87) в университете штата Айова разработали метод изучения тревожности, который оказался довольно плодотворным. Taylor и Spence не столько интересовались тревожностью как таково ...
Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. ...
