Формирующий этап эксперимента проводился автором дипломной работы с младшими школьниками из группы испытуемых в течение с марта по сентябрь 2006 года. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа.
Пояснительная записка. Целенаправленное воздействие на детей 7-и летнего возраста осуществлялось через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и включает в себя различные методы и приемы.
Цель коррекционной программы: гармонизация и оптимизация развития личности ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.
Задачи: снизить уровень личностной тревожности детей, обучить новым стратегиям взаимодействия в группе, помочь преодолевать негативные переживания. Воспитание уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения. Помощь в снятии страхов.
Основными принципами, которыми мы пользовались при построении психокоррекционного тренинга, были следующие:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип нормативности развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз».
4. Принцип коррекции «снизу вверх».
5. Принцип системности развития психической деятельности.
6. Деятельностный принцип коррекции [25, с. 44].
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется в двух аспектах.
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий» [25, с. 45-46].
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.
2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Другие материалы:
Типология межличностных конфликтов
	 
Межличностные конфликты человека зависят от его статуса, причем с точки зрения статуса в его социологическом понимании. Указанная выше система межличностных конфликтов характеризуется наиболее часто встречающимися видами взаимодействия с  ...
	
Теория влияния внешнего облика и речевого поведения работника сервиса
	 
Итак, рассмотрим влияние внешнего облика и речи специалиста сферы сервиса (суть продавца) на покупательские мотивы потребителя. 
Первое впечатление во многом зависит от внешнего вида продавца. Организаторы торговли учитывают это и старают ...
	
Понятие и значение конфликта
	 
В литературе, в средствах массовой информации, на бытовом уровне можно встретить большое множество определений понятия конфликта. В среде специалистов, занимающихся изучением конфликтов, по-прежнему нет единой точки зрения относительно то ...
	
