Таким образом, характер семьи изначально содержит в себе противоречивость родительских ориентаций по отношению к ребенку в семье. Различие этих ориентаций обнаруживается в характере и содержании стиля воспитания ребенка, который является одним из наиболее значимых показателей психологической культуры родителей. [16]
Основные элементы психологической культуры родителей могут по-разному детерминировать эмоциональное благополучие ребенка, а также его представления о многообразии тех психологических приемов, которые в дальнейшем помогут ему справиться с различными неблагоприятными факторами окружающей микросреды. Таким образом, взрослые, своим собственным примером, должны научить ребенка быть психологически культурным и иметь определенный уровень психологических знаний и психологической деятельности. [29]
Непосредственное влияние на развитие личности ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями и эмоциональный тон семейных взаимоотношений. Общение родителей и детей представляет собой процесс постоянного взаимодействия. Совокупность психологических знаний ребенка образуют его психологическую предобразованнсть. Такого рода житейские знания позволяют в дальнейшем детям выстраивать свою собственную линию поведения и взаимоотношений со сверстниками. [43]
Исследования отечественных психологов Алексеевой Л. С., Буевой Л. П., Жизневского Б. П., Коломинского Я. Л., Панько Е. А., Фурманова И. А. в области взаимоотношений детей дошкольного возраста и родителей показало, что подавляющее большинство детей, у которых в семье отношения строятся на основе сотрудничества, проявляют готовность к сотрудничеству и в коллективе своих сверстников [1, 20, 21]. Психологическая среда в такой семье оказывается более человечной и положительно-эмоциональной.
Семья, где родители использует неадекватные элементы воспитания спонтанного уровня, например, эмоциональные, физические или словесные воздействия на ребенка, становится для ребенка травмирующим фактором. [24]
Таким образом, психологическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком. [30] О важном условии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». [5]
Итак, в первые семь лет жизни последовательно возникают главные виды потребности ребенка в общении ребенка с другими людьми: потребность во внимании, в сотрудничестве, уважении, сопереживании и взаимопонимании. От того, как и насколько полно родители удовлетворяют эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но и успешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование его способностей и личностных качеств. [31]
Другие материалы:
Патологические характеры
Характер (от греч. harax — черта, примета, признак) — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к окружающей действительности и к самому ...
Материнство и его основные компоненты
Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.
В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способ ...
Характеристика психологических типов личности.
Психотип личности
является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфи ...