Заключение

Материалы » Формирование личности » Заключение

Страница 1

Изложение основного содержания дипломного исследования поз­воляет сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем:

1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений в обществе является личность. Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отра­жающих наиболее значимые свойства нормативных, требований, предъ­являемых социальными общностями их членам. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает нали­чие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, само­оценке, самоконтролю.

2. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и соци­ологии о приоритете личности или общества заключается не в обособ­лении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования лич­ности, как нет и не может быть свободного и всестороннего разви­тия личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

3. Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием раз­личных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими.

Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.

4. Учитывая многообразие трактовок феномена личности представляется весьма актуальным глубокое изучение особеннос­тей формирования и развития личности в различных культурах и социальных общностях.

Процесс социализации личности в России имеет свою специфику. На процесс формирования личности оказывают влияние следующие факторы:

I) неблагоприятная политическая и социально-экономическая ситуация;

2) рост социальной и духовной автономии молодого поколения;

З) нарушение механизма культурной преемственности, неспо­собность традиционных социальных институтов снимать социальное напряжение, воспроизводить социальные качества человека и куль­туру как исторически устойчивую целостность;

4) кризис национальной идеологии;

5) высокий уровень конфликтности в обществе;

б) массовая утрата социально-культурной идентичности;

7) падение уровня жизни населения;

8) массовая безработица;

9) широкий спектр явлений социальной патологии и др.

5. Выход из кризиса в российском обществе может произойти благодаря реинтеграции социокультурных ценностей, формированию общих ценностных ориентации для различных социальных групп, ос­нованных на нравственности и рационализме.

В обозримом будущем в нашем обществе скорее всего будут существовать три системы социокультурных ценностей: индустри­ально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие сегодня в стране общепризнанной системы цен­ностей и институализированных средств их достижения обуславлива­ет кризис социализации и является главной причиной социальной аномии в обществе.

Особой акцент необходимо сделать на молодежной политике, которая должна создать условия формирования, развития и социаль­ной востребованности личностного потенциала молодых людей, соз­дать благоприятные экономические и правовые гарантии, которые будут способствовать улучшению качества жизни молодежи.

[1] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С.22-23.

[2] Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1.,М.- Вече-Аст, 1999.

[3] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С. 24.

[4] Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. – Ростов-на-Дону. – Феникс, 2000, С. 67.

[5] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.:Центр, 1997 с.72.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Виды ощущений
Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений: - зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза; - слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музы ...

Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта
К функциональным последствиям конфликта относятся: - Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям. - Конфликт ...

Формирование коммуникативных навыков как социально-педагогическая проблема
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru