1. Техническая проблема. Насколько точно могут быть переданы символы коммуникаций?
Семантическая проблема. Насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?
Проблема эффективности. Насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?
Все эти проблемы тесно связаны между собой.
При научном анализе коммуникаций обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи: 1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор); 2) передатчик; 3) приемник; 4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).
В роли отправителя информации может выступать любой индивид, имеющий намерение что-либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом. Отправитель информации зачастую является в то же самое время и источником информации, однако эти две роли не следует полностью отождествлять.
Итак, та или иная информация кодируется ее отправителем на основе какой-либо системы знаков для передачи адресату коммуникации. Преобразование информации в те или иные сигналы производится коммуникатором посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства. Коммуникатор может сказать или написать что-либо, продемонстрировать схему или чертеж, наконец, выразить свою мысль мимикой и жестами. Таким образом, при передаче информации всегда используется ряд определенных знаков.
Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации - лицо или группа лиц, которые воспринимают эту информацию и интерпретируют.
Весь путь прохождения информации от ее отправителя до получателя называется каналом коммуникации (здесь имеется в виду как физическая, так и социальная среда).
Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют лицом к лицу на основе устной речи или используя невербальные знаки.
Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе общения.
Одна из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание адресата информации к предстоящему сообщению. Можно назвать две очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Таким образом, коммуникатору важно иметь ясное представление о тех сведениях, которыми располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.
Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов и т.д.
Рассмотрим и другие взгляды на коммуникацию.
О.М. Казарцева считает, что коммуникация есть «единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди».
Другие материалы:
Виды ощущений
Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений:
- зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза; - слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музы ...
Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства ма ...
Социальные факторы
Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство ...