Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности

Материалы » Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности » Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности

Страница 4

Согласно преобладающему в психологии мнению, задатки нельзя понимать, как определенные психические свойства. Природные возможности являются особенностями анатомо-физиологическими. Каким образом физиологические особенности могут способствовать появлению склонности как явления психологического или тормозить ее появление, как происходит скачок от анатомо-физиологического задатка к способности остается неясным. Действительно рассмотрение задатка, как понятия анатомо-физиологического (считает Мясищев) имеет для психолога "смысл лишь как ссылка на ту область, которой он не занимается. Это вместе с тем формально-логическое допущение того, что раз есть способности, то нечто должно быть до их появления".

Интересной является точка зрения В.Н. Мясищева (40), вводящего промежуточное (между задатками и способностями) понятие данные ребенка. Данные - это относительно элементарные психические особенности, не являющиеся еще способностями и обусловленные соответствующими задатками. "Анализ способностей позволяет выявить их по структуре более общие и простые свойства, которые, будучи психологическими, лишь в своем сочетании и, главное, в своей сработанности становятся способностями. Эти элементарные свойства и представляют тот материал, те так называемые данные, из которых в дальнейшей жизни могут сформироваться способности. Обнаружив достаточные, голосовые и тембральные данные, точность различия и воспроизведения звуков, аккордов и мелодий и т.п., можно сказать о задатках певца, но лишь процесс обучения обеспечивает их формирование в способности" (40,с.11).

Эта концепция представляет для нас особый интерес, так как позволяет понять одну из основных психологических предпосылок избирательного отношения к окружающей действительности. Имеются в виду многочисленные случаи, когда данные человека являются основным условием возникновения склонности. Избирательность реагирования при этом обусловлена прежде всего более высокой чувствительностью к определенным сторонам внешних воздействий, более тонким и дифференцированным их восприятием. В свою очередь, это способствует возникновению эмоционального отклика и эстетического отношения к обстоятельствам и к деятельности, с которой человек соприкасается. Таким образом, встреча с деятельностью, для которой у человека имеются специфические данные, может актуализировать психические особенности, повышающие реактивность в отношении всего, что касается данной деятельности. Последняя становится все более притягательной для человека, все сильнее влияет на различные стороны его психической деятельности.

Элементарные психические особенности, из которых могут сложиться специальные способности к большей части других видов деятельности (оператора, врача, педагога, юриста и т.п.), обычно возникают позднее, так как в значительно большей степени являются производными от условий жизни и деятельности человека.

Особый интерес представляет мотивационная сторона деятельности. Склонность к ней пробуждается в связи с такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может полнее и глубже отразить специфическое содержание деятельности. В связи с этим возникшая склонность является именно в этом основном содержании. Человек увлечен деятельностью ради нее самой, ради того удовлетворения, которое оно приносит. И чем сильнее эта потребность, тем менее удельный вес различных побочных мотивов. Совершенно очевидно, что в подобных случаях склонность находится в гармонии со способностями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Мобилизация и профессиональная направленность
В качестве основного мобилизирующего фактора у студентов можно выделить фактор направленности на профессию. Выбор профессии — одно из главных решений в жизни человека. Он определяет: Ø кем быть, т.е. какое занять место в системе ...

Развитие мотивов учения.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. На первом пути главна ...

Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте
Ранний возраст — это период онтогенеза, когда у детей пробуждается забота о других, в поведении малышей появляются просоциальные формы поведения, связанные с их желанием помочь, принять участие в чужой беде. При обращении к проблеме морал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru