Во второй группе большая часть детей способна обобщать на категориальном уровне: животные и растения, транспорт и лошадь, дикие и домашние животные. Лишь третья часть детей использует для обобщения функциональные признаки: ехать, шить.
Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о недоразвитии процессов обобщения у детей с нарушением интеллекта.
Средний балл степени овладения наглядно-образным мышлением в 1 группе составляет –1,6, а во второй – 4,8.
Детям с нарушением интеллекта практически не доступно самостоятельное выполнение этого задания. Наблюдаются суетливые, хаотичные манипуляции с кубиками, непонимание инструкции. Только при активной направляющей помощи взрослого часть детей справляется с этим заданием.
Для исследования способностей устанавливать причинно-следственные связи - детям в первой группе необходима была помощь в форме наводящих вопросов экспериментатора четвертого и пятого уровней, относящихся к обучающей помощи.
Во второй группе результаты следующие: 80% детей, верно, установили последовательность картинок с первой попытки, 20% - справились с заданием после уточнений экспериментатора. Верно установив последовательность событий, составили подробный целостный рассказ, используя в речи предложения разных видов.
При заучивании 10 слов здоровые дети к 3 – 4 предъявлению воспроизводят 8 – 10 слов, ретенция также высокого уровня 8 – 10 слов, в то время как дети с нарушением интеллекта и к 5 предъявлению не могут вспомнить более 5 – 6 слов, при этом каждый раз они называют другие слова. Через час количество воспроизведенных слов и того меньше, от 2 до 6 слов. Это свидетельствует о снижении мнестической функции у детей с нарушением интеллекта.
Итак, при исследовании детей с нарушением интеллекта выявляется недоразвитие процессов обобщения и отвлечения, наглядно-образного мышления, трудности в установлении причинно-следственных связей, бедность словарного запаса, снижение мнестической функции, низкая обучаемость.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что нарушение интеллекта влияет на развитие всех психических функций, что затрудняет формирование готовности к обучению в школе.
Другие материалы:
Взаимодействие
верхних уровней сознания
То, что сознание человека было условно разделено на три уровня – это не столь большая “ересь” и, в общем-то, обычный и традиционный прием. Гораздо более спорными могут показаться выводы и предположения о разумности млекопитающих, а также ...
Манипуляция в средствах массовой коммуникации.
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последователь ...
Теории личности зарубежных психологов
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека [1].
В современной психологии выделяют восемь основ ...