Особенности гендерных отношений у старшеклассников

Материалы » Формирование гендерной идентичности » Особенности гендерных отношений у старшеклассников

Страница 1

Юношеский возраст – период завершения полового созревания. Поэтому именно в юношеском возрасте происходит активное экспериментирование с усвоенными ранее моделями поведения мужчины и женщины. Юношеская мечта о любви тесно связана с понятием гендера. Гендер – это социальное отношение принадлежности к полу или «социальный пол». Анализ гендера может рассматриваться как предмет в области исследования психологов и социологов. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения сексуальных мотивов и особенностей половых отношений в юношеском возрасте с целью определения возможностей предупреждения психических травм, связанных с первым половым опытом. Цель исследования – выяснить трудности межличностных отношений старшеклассников, которые возникают на почве гендерных установок.

Анализ научной психологической литературы позволяет утверждать, что единой для всех нормы интенсивности половой жизни не существует. Половая конституция индивида оказывает непосредственное влияние на физиологические потенции. Характер его сексуально-эротических переживаний (выбор партнера, соотношение чувственности и нежности, продолжительность и сила взаимоотношений) определяется воспитательным влиянием и социальными условиями развития. Исследователи выделяют стандарты сексуального поведения: сдержанность, двойной стандарт, разрешение с нежностью, разрешение без нежности. Рассматривая же юношескую сексуальность, необходимо различать такие ее компоненты, как: поведенческий аспект, к которому относят мастурбацию, сексуальные игры, ухаживание и т.п.; эмоциональный компонент (эротические фантазии и переживание); когнитивно-оценочные представления (по природе сексуальности и отношение к ней). При этом исследователи утверждают, что половое созревание стимулирует сексуальную активность, а стиль сексуальной жизни зависит от личности. Актуальным вопросом психосексуального развития в ранней юности является вопрос формирования сексуальной ориентации, т.е. системы эротических представлений и установок к представителям противоположного пола (гетеросексуальность), к своей собственной (гомосексуальность), обеих полов (бисексуальность).

Ухаживание и любовь в юности, их конкретные проявления тесно связанные с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социального окружения, субкультуры. Другими словами, важную роль играет процесс социализации индивида. Девушки ощущают себя в общении с юношами свободнее, увереннее, чем ребята с девушками. Мечта о любви выражает потребность эмоционального контакта, понимание, душевной близости. При этом пути самораскрытия, организация близости, эротические желания юношей и девушек часто не совпадают, что приводит к трудностям в межличностном общении. Результаты исследований доказывают существование скрытых мотивов сексуального поведения. Секс может иметь разнообразные причины: секс как выражение враждебности и гнева (наказание); завоевание или возвращение благосклонности; получение подарков или благодарности; управление поведением партнера; ради повышения самооценки; эксплуатация (получение физического удовлетворения без заботы о благополучия другого человека или следствия). Все указанные нормы представлены в нашей культуре. Средства массовой информации пропагандируют проявление сексуальности обоих полов.

Разработанный нами опросник способствует выяснению основных эмоциональных потребностей юношей и девушек, которые предопределяют трудности в межличностном общении. Он содержит 11 вопросов, которые направлены на определения основных источников информации о половых отношениях, эмоциональных потребностях в сексе, приемлемые нормы сексуального поведения, интересы в межличностных отношениях, в частности, с представителями другого пола, влияние родителей и учителей на формирование сексуального поведения, мотивацию в создании брака. В исследовании, которое проводилось на базе общеобразовательной школы №11 г. Черкассы, Украина, приняли участие 32 ученика (16-17 лет), 16 девушек и 16 юношей.

В результате исследования можно отметить, что больше информации о сексуальных отношениях старшеклассники получают от родителей (89%); основной эмоциональной потребностью в юношеском возрасте является дружба (40%) и нежность (37%); приемлемой нормой сексуального поведения является воздержание (55%); 100% старшеклассников осведомлены о наличии методов контрацепции и информированы о болезнях, которые передаются половым путем; 52% юношей и девушек проявляют интерес к половой жизни близких; влияние родителей на отношения с представителями другого пола признают 51%, 49% – возражают; основным мотивом к браку старшеклассники считают любовь (33,3%).

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Характеристика стратегий поведения в конфликте
Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личнос ...

Изучение природы тревожности и уровней тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления. В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности. Представительница психодинамического подхода К. Хорни под тревожностью п ...

Деятельностный подход в зарубежной психологии
Деятельностную “парадигму” в психологии, социологии, философии, педагогике и так далее развивают теперь не только отечественные, но и зарубежные специалисты. Зарубежные психологи, как и отечественные, в своих работах обращали внимание на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru