Исходя из дальнейших размышлений Парменида, можно придти к одному из основных положений концептуальной психотерапии о том, что человеку подвластно силою разума выйти за границы чувственного познания к миру умопостигаемому. И Парменид настолько уверен в превосходстве разума над чувствами, что готов сделать сущим то, что мыслится, в его отличие от того, что воспринимается чувствами (Богомолов, 1985; стр. 84), и что реально лишь то, что мыслимо (Грицанов, 2002). Однако в концептуальной психотерапии постулируется, что чувственное и мыслимое выступают как неразрывно связанные психические содержания (гештальт-концепты), которые, в принципе, и являются для личности единственной и истинной реальностью. В этом аспекте, знаменитый тезис Протагора «человек есть мера всех вещей» является приемлемым положением для концептуальной психотерапии. Ибо «человек-мера» означает, что «какой мне кажется вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя». Ведь мы (согласно Платону) слышим, т.е. чувственно воспринимаем чужую речь, но не понимаем ее, т.е. не знаем, что имеется ввиду. Человек выступает мерой всех вещей выступает, в конечном счете, и у Сократа; однако если у Протагора это ощущения и чувства человека, то у Сократа – это разум и знание человека (человек как мыслящее существо) (Нерсесянц, 1977; стр. 26, 27). Хотя Концептуальная психотерапия основывается на вышеуказанных утверждениях, однако это не означает, что игнорируется факт существования объективного положения вещей, и что можно постичь, в некотором отношении, адекватности в своих представлениях. Так как со стороны Концептуальной психотерапии безоговорочно принимается диалектико-материалистическое положение о том, что явления внешнего мира существуют до и независимо от сознания человека и человечества, но объектом познания становятся фрагменты, аспекты, части материального мира выделенные субъектом познания. И именно поэтому сегодня исследователи и терапевты в рамках Концептуальной психотерапии при исследовании личности придерживаются Трехлокусного подхода (ТЛП / TLA – The Three-Locus Approach – Бегоян, 2009d), о котором речь пойдет чуть ниже.
Конструкция учения Протагора такова: если вещи постоянно изменяются и в то же время доступны нашему пониманию только в этих изменениях, то подлинной формой их существования является относительность. На фоне относительности бытия оказываются относительными, текучими и изменчивыми и все понятия, варьирующиеся в зависимости от состояния как материи, так и субъекта (Богомолов, 1985; стр. 120). И это положение перекликается с тем тезисом, что гештальт-концепты, являются некими, постоянно подвергаемыми реконструкции, когнитивно-аффективно-поведенческими конструктами.
Концептуальная психотерапия исходит из того, что как отдельные гештальт-концепты, так и КСЛ вообще, влияют на процесс познания, восприятия определенным образом искажая его. И, что искажение это, в основном происходит «в пользу» уже имеющихся представлений или выражаясь понятиями концептуальной психотерапии – «сценария развития». И это, естественно, не осознается личностью. Так вот, еще киренаики (IV–III вв. до н.э.) предполагали, что невозможно сказать что именно вызвало то или иное ощущение – восприятия наших собственных или внешних вещей. Ведь человек, страдающий желтухой, видит все в желтом цвете. «И по этому самому, по крайней мере относительно наших собственных ощущений, никто из нас не находится в заблуждении, относительно же внешнего субстрата мы все сбиваемся» (Богомолов, 1985; стр. 131–132. Секст Эмпирик. Против ученых).
Относительно адекватности и неадекватности восприятия и конструируемых понятий, интересны взгляды античных стоиков. Так например, «фантасия» представляет собой непосредственное и убедительное впечатление, рождаемое предметом; «фантастон» (воображаемое) – образ, производный от фантасии, но не связанный непосредственно с предметом; «фантастикон» – фантазия в современном смысле, т.е. пустой призрак, рождаемый воображением, и наконец «фантасма» – призрачное представление, возникающее в состоянии безумия или исступления. Следовательно, стоицизм обращает внимание на активность субъекта в акте познания. Если воображение в силу этой активности может рождать пустые призраки, то объективное восприятие возбуждает «согласие» субъекта. И акт осознания, включающий этот момент, получил название «каталепсис» (постижение) (Богомолов, 1985; стр. 271). Проблематика адекватности и неадекватности восприятия занимает важное, можно сказать фундаментальное, место в теоретико-практических исследованиях концептуальной терапии. Так, как основываясь на известном тезисе стоиков о том, что понятия формируются на основе чувственного восприятия и сознательной деятельности ума, концептуальная психотерапия не может не сделать объектом своего изучения сам процесс восприятия и его особенности (адекватность-неадекватность, условия и т.д.).
J.P. Sartre (1905–1980) – французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма – в качестве универсальной структуры личности выявил ее «фундаментальный проект» – недостижимое стремление стать Богом, т.е. тотальным бытием, сознанием, которое было бы одновременно основанием собственного бытия-в-себе (Грицанов, 2002). И это стремление острее проявляется во внутренних механизмах и законах конструкции КСЛ, которая (КСЛ) являясь одним целостным гештальтом, истинной сущностью личности, главной характеристикой индивидуальности, постоянно стремиться к состоянию завершенности, самодостаточности и исключительности.
Другие материалы:
Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала[6].
Массивное воздействие м ...
Строение тела и темперамент
Мы различаем людей по их телесному строению, по росту, очертаниям лица и затем по их характерным особенностям, темпераменту, способу реагировать, чувствовать и действовать. В высшей степени характерно, что именно эти два больших компле ...
Младенчество
Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося ...