Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности

Материалы » Феномен личности в психологии. Теория личности » Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности

Страница 1

Психические процессы

– динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства в свою очередь влияют на течение процесса. В процессе ощущений формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущений. В процессе решения теоретических и практических задач формируется волевая организация личности, определяющая и то, как принимаются решения, и то, как они реализуются в жизни.

На основе психических процессов образуются психические свойства

, их определенная система, которая регулирует протекание психических процессов.

Психические свойства

личности

– это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида.

Характер протекания психических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психической активности личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

По определению С.Л. Рубинштейна, состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает.

Структура психической жизни личности сложна, многогранна и динамична. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят изменения в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива. Она содержит типические для индивида системы свойств, характеризующие его как человека, от которого можно ожидать в тех или иных ситуациях жизни вполне определенных поступков и действий.

Личность как самоуправляемая система

Личность как самоуправляемая система осуществляет:

1. вызов, задержку процессов (действий, поступков),

2. переключение психической деятельности,

3. ее ускорение или замедление,

4. усиление или ослабление активности,

5. согласование побуждений,

6. контроль за течением деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями,

7. координацию действий.

Для решения этих задач формируются следующие основные механизмы «я»: 1) контроль

; 2) согласования

; 3)санкционирования

; 4) усиления

.

Контроль

- осуществляется произвольным внимание, он направлен не только на внешний, но и внутренний мир. Благодаря произвольному вниманию восприятие становится более полным и точным, движения и в целом действие осуществляется по задуманному плану, мыслительные процессы не теряют целенаправленности и логичности и т.д.

Чрезвычайно важной функцией «я» является согласование.Процесс согласования, как говорил И.П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью и моральными нормами. Очевидно, что согласование представляет функцию мышления. Согласование завершается санкционированием

, т.е. утверждением намерения и определения плана действий. Санкции могут быть различными в зависимости от воспитанности личности, они могут побуждаться корыстными интересами или высокими моральными принципами. Санкция характеризует не только направленность, но нередко и личность в целом. Многие психологи, в особенности А.Ф. Лазурский и М.Я. Басов, придавали исключительное значение волевому усилию

. Усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевой саморегуляции личности, «я», стоящее в центре самосознания, в актах самоуправления использует различные психические процессы, основными из них являются воля, мышление. «я», входя в структуру личности, имеет собственную структуру, которая включает: 1) представление о том, каково «я» есть, и каково «я» должно быть в идеале, 2) совесть. Имеющую тенденцию у морально воспитанного человека привести в соответствие реальное поведение к идеальному. Самоуправление личности имеет два вида: 1) оперативное,

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Заключение.
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и ...

Управление конфликтом
Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - ...

Особенности коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Психологическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором псих ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru