Таким образом, внутреннее противоречие будет обусловлено осознанием отсутствия возможности удовлетворить собственные ожидания по отношению к организации. Фрустрация же указанных ранее потребностей выступает сигналом этого. Выходом из этого внутреннего конфликта часто бывает кризис идентификации, сопровождающийся снижением субъективной значимости активного, инициативного, ответственного исполнения управленческих функций.
Своеобразной оказывается ситуация, когда руководитель ощущает собственные несовместимые тенденции, одна из которых может быть связана с высокой субъективной значимостью организационных целей, а другая - со значимостью усвоенных ранее социальных норм.
Например, руководитель, будучи законопослушным гражданином, должен во имя благополучия своей организации или своего подразделения, исходя из интересов своего конкретного подчиненного, нарушить организационную или юридическую норму. Чувство гражданского долга и переживаемая ответственность за дела вверенного подразделения оказываются несовместимыми и вызывают тягостные переживания.
Еще более дискомфортной является ситуация, когда вышестоящий уровень управления фактически побуждает к нарушению юридической нормы, например, ожидая от руководителя выгодной, но далекой от реальности отчетности перед государственными или вышестоящими - инстанциями. Здесь можно говорить о противоречии интериоризованных человеком нравственных норм и ожиданий в рамках формальной подсистемы организации.
Еще один тип внутриличностных коллизий возникает из-за особенностей положения руководителей в организационной структуре и, соответственно, из-за особенностей его идентификации с различными группами.
Руководители могут иметь различную направленность идентификации: с подчиненными, первичным коллективом; с управляющей системой организации; с более широкой, чем собственная организация, общностью.
В ситуации столкновения групповых интересов представители конкретных общностей ожидают от коллеги проявлений соответствующей идентификации. Для того же, к кому подобные ожидания бывают адресованы, подчас нелегко ответить на вопрос «С кем я?», поскольку их субъективная значимость может быть равной.
Многие исследователи внутриличностного конфликта у управленцев указывали на то, что он может явиться следствием противоречивых требований, предъявляемых к человеку в рамках какой-либо одной из подсистем организации (например, противоречивые требования, исходящие от вышестоящего уровня управления).
Не менее часто встречаются ситуации, когда в противоречие приходят профессиональные и более широкие жизненные ценности работника, что также становится предпосылкой внутриличностного конфликта. Например, женщине приходится для себя делать выбор: карьера или семья.
Таким образом, мы видим, что сюжеты конфликта управленца могут быть весьма разнообразными, что обусловлено сложностью и многообразием организационных факторов, в структуре которых профессионал осуществляет свою деятельность.
Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем:
1. развитие психологической компетентности
2. разработка альтернативных сценариев профессиональной жизни
3. повышения профессиональной активности
4. создания оптимистической профессиональной перспективы усиления «авторства» своей профессиональной жизни
5. определения новых смыслов профессиональной деятельности
6. постоянного повышения своей квалификации
7. снижения уровня притязаний
8. самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь, вынужденного увольнения или смены профессии
9. предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.
Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:
1. рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: « Я - реального», «Я - возможного» и «Я -деформированного»
2. несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения
3. неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности
4. противоречия между осознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Другие материалы:
Психология восприятия, профессиональной деятельности, способностей и
индивидуальных различий
От аналитического подхода к целостности психического. Само развитие психологического знания толкало исследователей в направлении выработки синтетических представлений о психике в противовес традиционному аналитическому подходу. К середине ...
Фототерапия как метод терапевтического воздействия
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных де ...
Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место
Профессия как система далеко выходит за пределы трудового поста, включая в свой состав качественно новые компоненты. Понятие про-
Есть принципиальные различия между очень популярной в настоящее время концепцией самоактуалпзации А. Масло} ...